1 Рассказ Лесовичка о муравье

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка –детский сад «Солнышко» г.Вилюйск Республики Саха (Якутия)

Комплексно-тематические занятия «Муравьи»,

непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе

Работа воспитателя старшей группы

МБДОУ ЦРР-д/с «Солнышко»

Шадриной Натальи Андреевны

Внедрение ФГТ в ДОУ идет полным ходом. Мы стали системно использовать комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, который обеспечивает развитие детей и позволяет достичь формирования целостной картины мира. В ФГТ подчеркивается, что темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Представленный комплекс составлен в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса, для развития познавательных интересов ребенка об окружающем мире и для развития всех компонентов устной речи.

В конце апреля и в начале мая на игровых участках нашего детского сада всегда много муравьев. Дети с большим удовольствием наблюдают за ними. Мы учли эту специфику при составлении непосредственно-образовательной деятельности по расширению и углублению кругозора детей о муравьях. В комплексно-тематическом плане по направлению «Познавательно-речевое развитие» в области «Познание» интегрированы образовательные области: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».

Занятие №1. Тема: «Муравей»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, художественное творчество.

Задачи:

1.Образовательная: знакомить детей с муравьями и особенностями внешнего вида. Расширить словарный запас.

2. Развивающая: расширить умение самостоятельно составлять описание муравья.

3. Воспитательная: прививать бережное отношение и любовь к живой природе.

Материал: интерактивная доска, музыкальный центр, альбомы, карандаши.

Ход деятельности:

Вводная часть – сюрпризный момент: (под музыку входит Лесовичок)

— Здравствуйте, дети! Почему у меня в лесу сейчас тепло, солнышко ярко светит, птицы поют? (на экране дети видят

весенний лес) Какой сейчас месяц? (ответы детей) А какие насекомые появляются в конце апреля? Отгадайте мою загадку.

В лесу у пня

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет

Себе город строит.

(ответы детей, на экране появляется изображение муравья)

— Правильно, это муравьи. А почему говорят «народ рабочий»? (ответы детей) Сегодня я хочу рассказать вам о муравьях.

Основная часть:

1 Рассказ Лесовичка о муравье.

— Кто самый сильный на земле? (ответы детей) Почему считаете, что самый сильный на земле – муравей? (показ на экране муравья) Он переносит тяжести намного больше веса и роста своего, например, огромный слон, никогда не поднимает то, что больше его веса (показ на картине).

Вот какой силач малютка-муравей! У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти (показать на картине челюсти), очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. (объяснение понятия – осязание)

2 Беседа по прослушанному рассказу.

— Что такое брюшко?

— Какое у муравья брюшко?

— Сколько ног у муравья?

— Какие у муравья челюсти?

— Почему у муравьев подвижные усики?

— Что такое осязание?

Физминутка

-Давайте, представим все себя муравьями. Поднимаем огромные тяжелые прутья и тащим в муравейник. (звучит музыка и дети ходят, бегают по группе, имитируют поднимание тяжести)

3 Рисование муравья.

4 Составление детьми описания муравья. (показ рисунка ребенка на интерактивной доске)

Заключительная часть:

Обобщение полученных знаний, поощрение детей, организация выставки рисунков детей.

Занятие №2. Тема: «Муравейник»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка.

Задачи:

1 Образовательная: учить связно и последовательно пересказывать текст.

2 Развивающая: развивать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

3 Воспитательная: учить не разорять, сохранять муравейники.

Оборудование: интерактивная доска, музыкальный центр, макет муравейника.

Ход деятельности.

Вводная часть: (входит Лесовичок, у него на руках макет муравейника)

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

Основная часть:

1 Рассказ Лесовичка (сопровождается показом рисунка муравейгика)

Муравьи — великолепные строители. Когда идешь по смолистому еловому бору, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников.

Муравьиный терем – это просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой дом в чистоте. У некоторых муравьев есть специальные поротовые (объяснение понятия – подротовые) сумки. Они складывают в них мусор во время уборки, а потом выносят его в специальные камеры. Все это превращается потом в удобрение.

Муравейникам не страшны дождь и сильный ветер. В жару они хорошо проветриваются и в мороз глубоко не промерзают.

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население одного муравейника под час такое, как население небольшого городка – несколько сот тысяч жителей.

Лесные муравьи одного большого муравейника могут уничтожить за одно лето миллионы вредных насекомых. Нужно всегда помнить, что муравьи верные помощники человека в защите лесов от вредителей.

2 Беседа по прослушанному рассказу.

— Как называется муравьиный дом?

— Почему муравьи строят большой дом?

— Как устроен муравейник?

— Что значит подротовые сумки и для чего нужны?

— Куда и почему выносят мусор муравьи?

— Какую пользу приносят лесные муравьи?

— Есть такая народная примета: если муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы. Как вы думаете, почему?

Физминутка

(звучит музыка, дети повторяют движения в соответствии с текстом стихотворения)

Мы все дальше в лес идем Здесь придется проползти

И совсем не устаем. Мимо кустиков пойдем

Муравья чтоб нам найти Не заденем, не помнем…

Надо мостик перейти Через болото вьется дорожка,

С кочки на кочку прыгают ножки.

3 Пересказ текста детьми по схеме.

Заключительная часть:

Игра в слово. Хлопните в ладоши, если услышите слово, подходящее муравью (силач-малютка, деревья, утолщенное брюшко, синее небо, сильный ветер, подвижные усики, подротовые сумки)

Обобщение: Мы должны с уважением относиться к труду муравьев и к их жизни. Должны охранять и не разорять муравейники.

Занятие №3. Тема: Муравьиная принцесса

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка.

Задачи:

1 Образовательная: познакомить детей с особенностями развития жизни муравья.

2 Развивающая: продолжать учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, обогащать и активизировать словарный запас детей.

3 Воспитательная: привитие доброжелательного отношения к насекомым.

Материал: интерактивная доска, сюжетные картинки, портрет принцессы, схема развития муравья, картинки – личинка, кокон, куколка.

Ход деятельности:

Вводная часть – сюрпризный момент:

(Лесовичок входит с портретом муравьиной принцессы)

— Дети, кто догадается, чей портрет у меня на руках? Для этого проведем игру «Вопрос — ответ». (Дети задают наводящие вопросы по картине, Лесовичок отвечает)

Основная часть:

1 Рассказ Лесовичка. (на экране портрет муравьиной принцессы и схема процесса превращения принцессы в муравья)

— Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи – они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их или поближе к поверхности, или прячут вглубь муравейника в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбраться из оболочки кокона.

— словарная работа: личинки, куколки, коконы

2 Беседа по прослушанному рассказу:

— Почему в муравейнике правит принцесса?

— Какая была муравьиная принцесса в молодости?

— Почему отгрызает крылышки принцесса?

— Кто и как заботится о подрастающем поколении?

— Почему рабочие муравьи заботятся о личинках?

Физминутка

В путь пойдем мы спозаранку, То крапива, то осока

Не забудем про осанку. Поднимаем ноги выше

До чего трава высока, Коль идем мы по дороге.

3 Составление рассказа детьми по серии сюжетных картинок. (на экране поочередно показываются серии сюжетных картинок по содержанию рассказа, начало рассказывает один ребенок, другие продолжают)

Заключительная часть: Обобщение полученных знаний.

Лесовичок: Я предлагаю закончить наше знакомство с муравьиной принцессой веселым танцем. (звучит веселая мелодия, дети танцуют вместе с Лесовичком).

Занятие №4.Экскурсия в парк «В гости к муравьям»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, чтение художественной литературы.

Задачи:

1 Образовательная: углубить и закрепить знания детей о муравьях. Расширить словарный запас детей.

2 Развивающая: продолжать развивать связную речь, подтвердить в ходе наблюдения информацию о полезной деятельности муравьев.

3 Воспитательная: продолжать прививать бережное отношение к живой природе, вызвать положительный и эмоциональный настрой.

Материал: метровка, ограда для муравейника, табличка.

Предварительная работа воспитателя: осмотр места экскурсии, измерение территории муравейника для оградки.

Ход прогулки.

Вводная часть.

Воспитатель: Дети, сегодня мы пойдем в парк и посмотрим, как живут муравьи. Небо какое? Как светит солнце? Какое у вас настроение? (отправляются в парк)

(Встреча с Лесовичком)

— Здравствуйте, дети! Как я рад снова вас видеть. Когда я гостил у вас в детском саду, про какое насекомое рассказал вам? Надеюсь, вы не забыли, как выглядят муравьи. (Лесовичок ловит одного муравья и помещает в стеклянную банку, дети наблюдают за ним). Кто мне опишет муравья? (дети рассказывают про внешний вид муравья, отпускают муравья на волю).

Воспитатель: Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения С.Маршака:

«…зайдешь в лесную даль и глушь

Муравьиным спиртом пахнет сушь

В чаще в муравейнике не» спят –

Шевелятся, зыблются, кишат…»

Обсуждение стихотворения, опыт с палочкой и объяснение слов – зыблются, кишат.

Лесовичок: муравьи выделяют кислоту для того, чтобы находить обратную дорогу к муравейнику. Вот палочка, которую я вчера осторожно воткнул в муравейник. Эта палочка уже пропитана кислотой. (Дети наблюдают за муравейником и муравьями)

Лесовичок: А вы не забыли, как называется дом муравьев? Кто хочет рассказать нам про муравейник? (Дети рассказывают про муравейник)

— Как вы думаете, что сейчас происходит в муравейнике? Наверное, где-то здесь находится детская комната, туалетная комната, кухня. А теперь посмотрите вокруг и постарайтесь найти специальные камеры, для чего они нужны? (ответы) Мы можем брать пример с муравьев, ведь они не выбрасывают мусор куда попало.

— А кто правит в муравейнике? (дети рассказывают про муравьиную принцессу)

— Почему муравьев называют неутомимыми тружениками? (наблюдение ха работой муравьев) Какую пользу приносят муравьи?

Нужно всегда помнить, что муравьи верные помощники человека в защите лесов от вредителей.

Заключительная часть.

Воспитатель: Сейчас мы поставим ограждение и табличку с надписью «Осторожно!» (Дети с помощью воспитателя и Лесовичка ставят ограждение вокруг муравейника)

— Дети, давайте поблагодарим Лесовичка за то, что ввел нас в муравьиный мир. Мы много интересного узнали о муравьях.

Занятие №5. Сюжетно-ролевая игра «Муравьиное царство»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, физическая культура, музыка.

Цель:

— закрепление полученных знаний посредством сюжетно-ролевой игры; формировать умения развивать, согласовывать свои действия с действиями других, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимопонимания; прививать трудовые навыки, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Ход игры.

Воспитатель: Давайте сегодня отправимся в муравьиное царство. Для этого нам надо превратиться в муравьев.

Раз, два, три, четыре, пять!

Дружно вышли мы играть.

Превратимся в муравьев

И начнем игру сейчас!

— Мы теперь муравьи (надевают шапочки). Кто правит муравьями? Надо нам выбрать принцессу. Предлагаю провести игру «Знаток считалок» среди мальчиков – муравьев, какая девочка станет муравьиной принцессой. (Выбрав принцессу, дети распределяют роли: рабочие муравьи, дети муравьи и т.д.)

Принцесса: Вы уже знаете, что муравьи – очень трудолюбивые насекомые. Начнем с очистки территории, во всем должен быть порядок. (Дети собирают сухой мусор)

Воспитатель: Как у нас стало чисто. Пора строить муравейник. Вспомните, как устроен муравейник, постарайтесь сделать все аккуратно. (Дети строят муравейник из сухих веток и иголок).

Принцесса: Сейчас объявляю соревнование – вспомните, для чего нужны муравьям подротовые сумки? (ответы детей). Вот вам пакетики, они будут для вас подротовые сумки – раз, два, три – больше мусора собери.

Воспитатель: (шепотом) Смотрите, к нам пожаловали незваные гости – это вредные насекомые. Почему их надо уничтожать? Сделайте вид, что вы работаете и внезапно нападайте на них.

Принцесса: Всех вредителей леса поймали. Закончим нашу игру с благодарностью всем муравьям хороводной песенкой. (исполняют любую хороводную песню).