«Причастие как особая форма глагола»

Цель урока:

создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использованию полученных знаний в практической деятельности средствами технологии развивающего обучения.

Задачи урока:

обучающая:

— знать причастие как особую форму глагола, его грамматические признаки.

— уметь распознавать причастия, находить в тексте, определять его морфологические признаки

образовательные:

— организовать взаимо- и самопроверку выполнения заданий, провести корректировку ЗУН;

— способствовать формированию умения анализировать и сопоставлять, делать выводы, формулировать мысли, развивать культуру речи;

развивающие:

— развивать умение выбора и аргументирования своей позиции;

— развивать коммуникативные навыки;

— развивать умение применять абстрактное и логическое мышление на разных этапах урока;

— развивать мотивационную сферу учащихся

воспитательные:

содействовать воспитанию чувства ответственности за свой выбор, оценивать результаты своего труда, создавать ситуации для воспитания культуры индивидуальной и коллективной учебной деятельности

.- создание условий для воспитания толерантности;

— воспитание ответственного отношения к учебному труду

Оборудование: учебник русского языка для 6-го класса под ред. М.М.Разумовской, рабочие тетради, ключи к заданиям, интерактивная доска.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

1.

Организация работы учащихся. Целеполагание. (планирование и структурирование деятельности на уроке)

— Здравствуйте ребята. Проверьте наличие необходимых для урока предметов. Я предлагаю начать урок с улыбки. Улыбнитесь. Улыбнитесь новому дню, улыбнитесь друг другу, я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы.

— Запишите в тетради дату, тему урока с начала строки «Причастие как особая форма глагола».

— Прочитайте слова И.А. Бунина, прекрасного русского классика поэта и писателя 20 века:

Раскрыв глаза, гляжу на яркий свет

И слышу сердца ровное биенье,

И этих строк размеренное пенье,

И мыслимую музыку планет.

Все – ритм и бег. Бесцельное стремленье!

Но страшен миг, когда стремленья нет.

Прокомментируйте слова писателя, как вы их понимаете?

— Пусть у вас никогда не пропадает желание и стремление узнать новое.

— Цель урока – расширить представление о богатстве частей речи.

План изучения причастия.

1. Грамматическое значение.2. Морфологические признаки.3. Синтаксическая роль.

— Итак, мы отправляемся в путешествие – посетим удивительную лингвистическую страну, которая называется… Ой, что это? Буквы перепутались… Давайте восстановим?

(Нажимаем на кнопку start – на экране появляются шарики с буквами. Для получения слова из букв применяется прием перетаскивания. В случае, если учащиеся не могут определить зашифрованного слова, следует нажать на кнопку сlue, и тогда появится подсказка – лексическое значение слова)(морфология)

— Что такое морфология?

(Морфология – раздел лингвистики, изучающий слово как часть речи

— Какие группы частей речи вы знаете? (самостоятельные и служебные)

— Распределим части речи в соответствии с классификацией.

2.

Орфографическая разминка. (развивать орфографическую зоркость, определять границы личностных затруднений каждого учащегося в овладении орфографическими нормами и показать пути их преодоления)

— Какой раздел лингвистики занимается изучением правильного написания слов? (орфография).

— Какое правило нужно было повторить, чтобы безошибочно выполнить Д.З. упр. 380? Приведите примеры слов с Н.

— Слова какой части речи вы подбирали в качестве примеров? (прилагательные)

— Лопни шарик, в тетради записать слово, объяснить правописание. (Преградить, прекратить, прикрыть, пристроить, премилый, прибрежный, принести, пришить)

3

Актуализация ранее изученного

— Слова каких частей речи встретились в этой работе? (глаголы, прилагательные)

Что обозначает глагол? (действие)

— А что обозначает прилагательное? (признак предмета)

— Какие морфологические признаки имеют эти части речи? Давайте разделимся. Одна группа запишет признаки глаголов (1 вариант) , другая – прилагательных. (работает потайная доска) Первый справившийся с заданием работает на интерактивной доске. Что  же получилось?

1.Заполнение таблицы: 

Признаки глагола

Признаки прилагательного

Вид

Время

Возвратность

Переходность

Изменяются по числам, родам ,падежам

Имеет полную и краткую форму

Согласуется с именем существительным в числе, роде и падеже

3

Изучение нового материала. Грамматическая сказка.

— Мы правильно заполнили таблицу и — оказались в гостях у короля страны Морфологии. У него при дворе как раз-таки и собрались Глаголы и Прилагательные. Но начало приема откладывается: к королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились суффиксы. Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс –енн- ему был знаком. Стали суффиксы просить короля Морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы-добряки сразу же вызвались помочь. Они побежали к суффиксам, встали впереди них, чтобы получились новые слова. Не все слова понравились королю, не хватало окончаний, а окончания глаголов не подходили. (Ведь так? И тут выручили Прилагательные. Они отдали свои окончания. И вот что получилось. Прочитайте.

— Получилась особая форма глагола. И назвали ее причастием. Подумайте, почему?

(оно причастно к глаголу)

— Объясните, как вы понимаете это слово?Выделим орфограммы. (при , ча )Исторически приставка стала частью корня. (причастие – причастный, приближенный)

4

Наблюдения над новым материалом. — — — Прочитайте предложения. Есть ли среди слов предложений однокоренные? Выпишите в столбик однокоренные слова.(с мал буквы)

1. Осыпаются астры в садах,Старый клён под окошком желтеет.

2. Мелькает желтый лист на зелени дерев.

3. Волнуется желтеющая нива.

Какие слова вы выписали? (желтеет, желтый, желтеющий)- Давайте определим, что обозначают эти слова, какой частью речи являются?

( Желтеет – действие — глагол.

Желтый — признак предмета — имя прилагательное.

Желтеющий — ?

— Это слово похоже на глагол? (нет)- На прилагательное? Чем? (отвечает на вопрос какой?, имеет окончание как у прилагательного)

— Сравним эти два слова – желтый и желтеющий. Желтый обозначает постоянный признак, а желтеющий? (временный: изменяется цвет, т.е. признак временный, признак, приобретенный во времени или по действию).

Таким образом, признак причастия отличается от признака прилагательного.

— Итак, глагол обозначает действие, прилагательное – признак.

— Что же будет обозначать причастие? (признак, но только по действию)

5

Знакомство с определением причастия

Прочитайте в учебнике на стр. 165 определение причастия.

— Как причастие причастно к глаголу?

— От него образовано.

— К прилагательному?

— Отвечает на его вопрос

— Признаки, которые причастие заимствует от глагола – это постоянные признаки. А признаки прилагательного – непостоянные.

— У причастия есть свои опознавательные морфемы. Кто может назвать эту опознавательную морфему?

-ущ—ющ-

-ащ—ящ-

-ом—ем—им-

-енн—нн-

-вш—ш-

-т-

Давайте обратимся к слову желтеющая.

Выделите эту морфему. Как вы помните, суффикс ЮЩ тоже был в числе просящих короля морфологии о приюте

5.

«Бюро находок».

-Кто из вас может пояснить, что это такое ?

Здесь, наверное, всякие интересные вещи…  Здесь слова! Они просто растерялись, их нужно объединить в пары, распределив в группы по частям речи.

— В.И.Даль о причастии сказал так: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”.

— Как вы понимаете слова В.И. Даля?

(слова написаны на интерактивной доске, ребятам нужнопутем перетаскивания, разделить их на пары. Учащиеся по очереди выходят к доске и объясняют свой выбор)

Кричащий, Вести, Крикун, Бегущий, Устать, Любить, Спасенный, Кричать. Принесший, Забытый, Любимый, Забыть, Ведомый, Бежать, Уставший, Любовь.

— Выделите у слов – причастий собственные опознавательные морфемы.

6.

Физминутка (снятие нервного и физического напряжения, релаксация)

(нажать на значок воспроизведения звука трубы и попросить ребят встать)

-Я предлагаю сейчас немного отдохнуть; закройте глаза и представьте себе, что ваш нос – это ручка. Напишите в воздухе свое имя кончиком носа. Не забудьте, что вы пишете имя существительное, которое является собственным.

Выборочное списывание (сам. работа)

— Выпишите из следующих предложений в причастия вместе с определяемыми словами

На улице светило яркое солнце.

Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.

По реке, скованной льдом. Можно кататься на коньках.

С неба падали холодные снежинки.

Смирно стоят зеленеющие ели.

В поле завывает злая вьюга.

Падающий снег сверкал на солнце.

Заяц оставил на снегу маленькие следы.

Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.

Проверим.

заснувший

скованной

зеленеющие

падающие

заколдованный

Выделите суффиксы причастий

7

Синтаксическая роль причастий.

Мы сели отдохнуть на поваленную ветром иву. Поляну затянуло дымом от потухающего костра. Ветерок гладил увядшие ветви берез.

8

Итог урока

Подведение итога урока.

— Что мы сегодня узнали нового?- От какой части речи образуется?

— При помощи чего?

— Какие есть признаки у причастия?- От какой части речи зависит?- Чем является в предложении?

9

Рефлексия (создать условия для осознания эффективности и практической значимости содержания урока, для удовлетворения личностных когнитивных потребностей каждого ребенка)

Наш урок окончен, но мне бы хотелось, чтобы уходя, вы оставили отметку, которая бы отразила ваше настроение от урока: улыбающееся солнышко – если урок принес удовлетворение, был интересен и полезен лично для вас и грустное солнышко – если вы испытывали постоянные трудности при выполнении заданий, некомфортно чувствовали себя.

(на объектах установлен прием клонирования, применяется прием перетаскивания)

Русский язык 6 класс «Причастие» PAGE 2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 4 ИМ. НИСАНОВА Х.Д.

г. ПРОЛЕТАРСКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект

урока русского языка

с использованием

интерактивной доски

Тема:

«Причастие

как особая форма глагола»

6 класс

Учитель:

Пермякова Наталья Евгеньевна

г. Пролетарск

2012 г.