«ритмические игры на уроках сольфеджио как средство развития чув

Муниципальноге бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Боградская детская школа искусств»

____________________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЛЬФЕДЖИО

Тема: «РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

Составитель: Медведева Лариса Владимировна,

преподаватель теоретических дисциплин

МБОУ ДОД «Боградская ДШИ»

2013 год

РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основные постулаты ритмического воспитания можно передать словами Б.Теплова: «Музыкально-ритмическое чувство должно, прежде всего, проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения, или, говоря другими словами, восприятие музыки имеет активный слухо-моторный характер».

«Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиваться». «Нельзя воспитывать ритм вообще. Музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности».

В понятии чувства метроритма следует различать несколько сторон:

1) ощущение равномерности движения в разных темпах;

2) ощущение размера, то есть сочетание и чередование ударных и безударных долей;

3) осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности, то есть ритмического рисунка.

Природа чувства ритма требует его закрепления в тех или иных двигательных процессах. При игре на инструменте этому способствует моторный процесс исполнения. В сольфеджио следует использовать простейшие музыкально-ритмические движения: ходьбу, хлопки и другие.

Движение как реакция на прослушанное особенно свойственно детям младшего возраста. Через включение элементов ритмики на уроках сольфеджио возможно значительно активизировать музыкальное восприятие. Основатель системы ритмического воспитания Эмиль Жак Далькроз назначение своей системы сформулировал так: «Цель ритмики -подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю».

В процессе движения под музыку дети интуитивно постигают закономерности метроритмического строения мелодии (длительности, ритмический рисунок, чередование сильных и слабых долей). После этого можно переходить к сознательному усвоению метроритма на основе изучения музыкальной грамоты.

Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Начиная с самых первых уроков и в течение всего первого года обучения использую задание «хлопай в такт». Вместе с детьми пробуем улавливать и воспроизводить хлопками метроритмический пульс речи, а затем звучащей музыки. Затем предлагаю детям прохлопать или пройти шагами простейшие ритмические рисунки. Такие задания прекрасно тренируют не только чувство ритма, но и внимание, память, координацию.

Хорошим методом является использование различных приемов ритмического «эха». Например, преподаватель хлопает ритм или играет мелодию, а дети должны воспроизвести ритмический рисунок. Попросить повторить ритм знакомой мелодии по памяти. Долговременную ритмическую память развивает игра «Отгадай песенку», преподавателем воспроизводится ритм знакомой песенки, после чего дети ее отгадывают.

Для облегчения изучения длительностей используются вспомогательные упражнения. Можно ритмизовать имена. Например: МА-ША, МА-ШЕНЬ-КА. Также дети сами придумывают слова к простейшим ритмическим рисункам: ТРА-ВА, СА-МО-ЛЕТ, СОЛ-НЫШ-КО, МА-ШИ-НА.

Метризация двух- и трехсложных слов должна сопровождаться выявлением и показом акцентированных слогов, так как основой ритмического чувства является ощущение пульсации.

Хорошей подготовкой к написанию ритмического диктанта является метризация стихотворений или детских песенок.

Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов.За каждой длительностью закрепляется определенное слоговое название: (половинная нота – ТА-А, четвертная нота – ТА, восьмые ноты – ТИ-ТИ, шестнадцатые – ТИ-КИ-ТА-КИ.

Система ритмослогов помогает включить на первом году обучения длительности с точкой или синкопу: (ТИ –ТА-ТИ, ТА-ТИ-ТИ, ТАЙ-ТИ).

Введению этой системы помогает песенка «Часы», изображающая ход больших и маленьких часов.Затем изображается ход больших и маленьких часов в речевом импровизированном двухголосии.Для этого дети делятся на две группы. Первая произносит низким голосом «ТА-ТА»(четвертными длительностями), а вторая – высоким голосом «ТИ-ТИ, ТИ-ТИ» (восьмыми длительностями).

Перечисленные формы работы можно дополнить следующими:

1) чтение ритмической строчки ритмослогами;

2) исполнение ритмического рисунка ритмослогами, глядя в нотный текст, синхронно с исполнением педагога;

3) свободное досочинение ритмической фразы, начатой педагогом;

4) ритмическая партитура;

5) ритмический канон;

6) игра в детском ударном оркестре.

ОБ ИГРЕ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

Фундаментальнейшим средством познания мира для детей является игра.

В работах самых различных ученых неопровержимо доказывается, что «приобщение ребенка к искусству осуществляется только через игру».

Игра – это эстетическое явление. Эстетическое отношение воплощается в игре не только объективно, но и субъективно.

У игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Игра никогда не утомляет; она включает детей в орбиту познаваемого; кроме того, игровая ситуация – прекрасное средство моделировать любой исследуемый процесс; наконец, игра идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, его интеллект, не говоря уже о том, что служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребенок уже ни на что постороннее не отвлечен – игра его поглощает целиком: его восприятие, волю и воображение. Именно в игре ребенок живет наиболее яркой, интенсивной творческой жизнью.

Любое задание на уроке можно сделать игровым. Конечно, это требует от педагога организаторской работы. Но эта работа будет тем легче, чем активнее педагог будет в этой игре: член творческого ансамбля, своим примером показывающий как лучше выполнять задание. Это, кстати, помогает контролировать игру, не позволяя ей уходить в сторону от учебных задач.

Специально сочиненные игры даются, как правило, в конце урока: это диктуется необходимостью «эмоционального crescendo» и финальной разрядки.

Нельзя не учитывать еще одну важную потребность ребенка, связанную с его духовным ростом: потребность в самоутверждении. Среди детей очень распространено соперничество, борьба за лидерство. Это – неотъемлемая часть их повседневной игры, смысл которой – утвердить свою значимость в жизни. Одна из самых важных форм детского самоутверждения – ролевая установка. Ребенок – стихийный актер. С каким упоением он выступает в роли героя, командира, предводителя!

Игра – это всегда проблемная ситуация, требующая поиска, инициативы, творчества.

В разнообразных музыкальных играх и заданиях детям предлагаются различные роли – «дирижера», «хормейстера», «концертмейстера», «композитора», благодаря которым дети приобретают вместе с необходимыми знаниями и навыками уверенность в себе, артистичность, свободу, воображение. В музыкально-игровых ситуациях дети очень требовательны друг к другу, они ревниво следят за выполнением своих указаний и стараются допустить как можно меньше собственных промахов. Именно поэтому у игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности.

Таким образом, построение учебного материала в форме игры не только отвечает естественным духовным запросам детей, но и является подлинным пробудителем детского творчества, средством самоорганизации, труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, делая выводы из того, о чем пишется в данной работе, нужно подчеркнуть, что:

1. Воспитание чувства ритма столь же необходимо, как и развитие ладово-интонационных навыков.

2. На начальных уроках развитию метроритмического чувства придается особенно большое значение.

3. Необходимо, чтобы возможности для развития чувства метроритма имелись в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного результата необходимо прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.

4. Дети должны пережить ритм эмоционально.

5. Очень важно, чтобы уроки сольфеджио были интересными и увлекательными для детей.

6. А интересным и увлекательным процесс обучения помогает сделать игра.

7. Уроки должны быть основаны на принципах творческой педагогики. Работать таким образом труднее: много времени занимает подготовка к уроку, подбор нового музыкального материала.

8. Начиная с самого раннего этапа занятия с детьми нельзя ограничивать рамками технологических задач. Это ведет к однобокому развитию, сковывает ребенка. Не получивший в детстве базу в виде широкого круга представлений в области музыки и развитой эстетической восприимчивости, ребенок впоследствии не сможет стать ни интересным исполнителем, ни эрудированным любителем музыки.

СПИСОК НЕКОТОРЫХ РИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.

1. Сильная и слабая метрические доли.

Под музыку «Экосеза» Л.Бетховена считать и на «раз» стучать пальцами по столу или колену, на два – хлопать в ладоши. Слушать, все ли доли одинаково тяжелые.

2. Узнать песню «Паровоз», выученную ранее, по записанному на доске ритмическому рисунку, пропеть ее ритмослогами. Исполнение песни со словами двумя группами учащихся, одна из которых вышагивает ритмический рисунок, а другая одновременно прохлопывает метрические доли.

3. Ритмическая игра под музыку пьесы «В садике»: дети стоят парами друг против друга и отмечают сильную долю хлопком в ладоши, слабую – по ладоням стоящего напротив.

4. «Ритмическое эхо»: педагог играет отдельные фразы, группа выстукивает ритмический рисунок каждой из них на Р.

5. Под песню «Паровоз» дети шагают в первом куплете в соответствии с ритмическим рисунком мелодии, во втором – в соответствии с метрическими долями. «Концертмейстер» исполняет ритмический рисунок или отмечает метрические доли на тонике.

6. В исполнении педагога звучит песня «Дождь». Во время фортепианного вступления и заключения детям предлагается свободная ритмическая импровизация: произвольное выстукивание карандашом по столу ударов «дождевых капель».

7. Узнать знакомую песню по записанному на доске ритмическому рисунку, пропеть ее ритмослогами. Затем песня исполняется со словами двумя группами учащихся, одна из которых вышагивает ритмический рисунок, а вторая одновременно прохлопывает метрические доли.

8. Ритмический диктант. Записать ритм произносимых педагогом слов. Группа, хлопая вместе с педагогом, повторяет слова. Один ученик записывает на доске ритм, расставляет акценты, тактовые черты, размер; остальные досочиняют фразу, после чего на доске записывается и ритмический рисунок.

9. Исполняется пьеса «Барабанщик». Под музыку пьесы дети маршируют, приближаясь или удаляясь от заранее указанной цели в зависимости от изменения динамики звучания. Для исполнения ритмического рисунка мелодии выбирается «Барабанщик». Здесь же дается понятие crescendo и diminuendo.

10. Игра «Зевака», на развитие навыка быстрого двигательного переключения при внезапной смене чередующихся заданий. Дети стоят по кругу. Во время исполнения песни по команде педагога: «Ритм» дети хлопают ритмический рисунок мелодии, по команде: «Метр!» — вышагивают на месте метрические доли. «Зазевавшийся» выходит из круга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ- Ростов на Дону: Феникс, 2002-176 с.

2. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. –М.: Аквариум, 1997-272с.

3. М.Котляровская-Крафт, Москалькова. Учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ.