Конспект урока и. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг»

КОНСПЕКТ УРОКА

И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

Цель урока: расширить знания учеников о личной и творческой биографии Тургенева; познакомить с историей цикла «Записки охотника»; совершенствовать навыки анализа текста.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Оборудование урока: портреты Тургенева, фотоальбом о Спасском-Лутовинове, различные издания произведений Тургенева, презентация.

ХОД УРОКА

Слово учителя о Тургеневе.

Тургенев Иван Сергеевич (09.11.1818 — 03.09.1883)

Родился в г. Орел. По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Петербургского университета. В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию. До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.

    В 1843 году Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции.

    Главное дело этого периода «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник».

    До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском.

После трудной парижской зимы 1856-1857 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье») он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе (статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», 1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.

    В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Баден — Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его последние приезды на родину.    Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин», 1874) и упомянутыми выше «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-1882), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию. Умер в местечке Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге].

Об истории рассказа «Бежин луг»

Первая запись, которая фиксировала замысел писателя о создании рассказа, была сделана в августе 1850 года: «Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь». Уже в феврале 1851 года произведение было напечатано в журнале «Современник».

Этот рассказ Тургенева породил самый громкий отклик в практике русской школы. Его начали изучать практически сразу же за созданием. Произведение так интересовало словесников, что его включили в курс старших классов.

Цензура исключила рассказ Кости о Тришке- Антихристе, упоминание о леших, упоминание о том, что Акима- лесника утопили. О разбое писать не полагалось, и в рассказе событие описали так: «Аким- лесник » утоп. Был убран постскриптум о гибели Павлуши. Но даже такой «причесанный» цензурой рассказ сохранил свою прелесть и стойкое место в школьном образовании. Сейчас мы читаем его без купюр.

Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разного рода истории. Для нас они интересны, необычны. Наверное, не меньший интерес испытывал герой- рассказчик «Бежина луга».

3. Выразительное чтение рассказа

Учитель читает начало рассказа до слов «Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним». Прерывать текст комментариями не стоит, иначе разрушится восприятие фрагмента. Достаточно после чтения поговорить с детьми: случалось ли им заблудиться? Какие чувства они испытывали?

4. Беседа по вопросам

О каких чувствах пишет автор рассказа?

(Герой сначала испытывает недоумение, «дивясь своей ошибке», потом ему становится жутко, когда совсем стемнело, он «отчаянно устремился вперед», опять не узнал местности- «странное чувство овладело» им; «сердце сжалось», понял, что окончательно заблудился и пошел «по звездам- наудалую».)

Обратим внимание детей, что герой рассказа не поддался панике, хоть ему и было жутко одному ночью в лесу, он продолжал действовать — и вышел к людям.

Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента?

(Тревожное настроение создается с помощью особой лексики, тропов, деталей, которые передают чувства человека: «тотчас охватило неприятная, неподвижная сырость»; «летучие мыши уже носились, … таинственно кружась и дрожа»; «пустынное поле»; «ночь приближалась и росла как грозовая туча»; «даже с вышины лилась темнота»; «какая- то неторная дорожка»; «все кругом быстро темнело и утихало»; «небольшая ночная птица… пугливо нырнула в сторону»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались шаги в застывающем воздухе»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»; «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука»; «вдруг очутился над страшной бездной».

Чередование коротких вопросительных и восклицательных предложений, обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)

Почему герою «стало совестно перед своей собакой»?

(Герой надеялся, что его собака найдет дорогу, но она сама не знала, куда идти. Совестно ему стало потому, что он, разумный человек, спасовал перед трудностями, ищет помощи у собаки. Он «отчаянно устремился вперед, словно вдруг догадался, куда следовало идти»- так герой хотел скрыть свою растерянность перед собакой и перед самим собой.)

Остановимся на этом эпизоде чуть подробнее. Отметим, что нагнетание таинственности, тревоги, страха сменяется юмористическим эпизодом безмолвного разговора с Дианкой, «умнейшей из всех четвероногих тварей», а потом снова сердце сжимается от страха.

Домашнее задание

Найдите в словаре понятие «очерк» и запишите его в тетрадь.

Подготовьте пересказ фрагментов очерка: встреча охотника с мальчиками; портреты мальчиков.

Подготовьте характеристику героев рассказа.