Конспект урока математики в 5 классе (по фгос оош) Тема Сложени

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 4 города Похвистнево Самарской области

Конспект урока математики в 5 классе (по ФГОС ООШ)

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей

Подготовила учитель математики

Григорьева Наталья Рафиковна

Урок 107

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Цели урока:

Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.

Формировать способность практического применения алгоритма.

Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Изучение нового материала

Закрепление. Формирование практических навыков при решении задач

Самостоятельная работа. Самопроверка.

Домашнее задание.

Итог. Рефлексия.

Методы обучения:

Репродуктивный.

Эвристический.

Оборудование: таблица «Дроби», раздаточные карточки с условием задачи и самостоятельной работой, ключ к самостоятельной работе, плакат «Алгоритм», карточки для рефлексии.

Вводно-мотивационная часть урока (5 мин)

Деятельность учителя

УУД

Организационный момент.

Цель – включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

— Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. А вот что это за знания определите, анализируя таблицу «Дроби». (вывешивается на доске)

ДРОБИ

Обыкновенные Десятичные

Запись Запись, перевод

Сравнение Сравнение

Сложение и вычитание ???

— Как вы думаете, какая дорога подходит к вашей деятельности на этом уроке? Почему? (правая)

— Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание)

— Молодцы! Сформулируйте цели урока. (построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)

— Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (на доске открывается тема урока)

Актуализация знаний.

Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел.

— Начнем с устной работы.

Задание 1.

— Запишите в тетради десятичные дроби: а) три целых семь десятых; б) две целых шестьсот пятьдесят одна тысячная.

— Сравните эти дроби.

— Запишите данные десятичные дроби в виде смешанных чисел.

— Выполните сложение и вычитание получившихся смешанных чисел.

— Проверим получившиеся результаты. (записаны на оборотной стороне доски)

— Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция.

Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Основная часть урока (операционная) (25 мин)

Деятельность учителя

УУД

Изучение нового материала.

Цель организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.

— Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте его.

Задание 2.

Мама купила 2,7 кг яблок и 3,580 кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама?

— Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление плана – 2 мин.

ПЛАН

Яб. – 2,7 кг

Бан. – 3,580 кг

2,7 + 3,580 = ?

— Проблема: как сложить десятичные дроби?

— Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением?

— Выполните действие в тетради.

2,7 + 3,580 = 2,700 + 2,580 =

— А нельзя ли проще выполнить вычисление?

— Составьте план действий. (2 мин.)

— Хорошо! Откройте учебник на с.191.

— Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

— Расскажите алгоритм друг другу.

— Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм).

Задание 3.

3,7 + 2,651= ?

Уравнять количество знаков после запятой.

3,700 + 2,651

Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.

3,700

2,561

Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую

3,700

2,561

6 261

Поставить в ответе запятую под запятой

3,700

2,561

6,261

Закрепление. Формирование практических навыков решения задач.

Цель организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.

— Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием. (по одному ученику выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради)

№ 1211

— Прочитайте условие задачи. Перескажите.

— Составим модель задачи на доске и в тетради.

— Решим задачу с комментированием (по алгоритму).

На пальто – 3,2 м На пальто – 320 см

На костюм – 2,63 м На костюм – 263 см

3,2 0 320

2,63 263

5,83 (м) ткани израсходовали всего. 583 (см) ткани израсходовали

Ответ: 5,83 м Ответ: 583 см

№ 1213 (а)

(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)

— Прочитайте задание.

— Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму.

А) 0,769 + 42,389

Б) 5,8 + 22,191

Г) 8,9021 + 0,68

№ 1214 (г)

(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)

— Прочитайте задание.

— Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму.

Г) 11, 1 – 2,8

Д) 88,252 – 4,69

Е) 6,6 – 5,99

Задание 4. (устно)

— Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске.

— Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.

Алгоритм

Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую

Уравнять количество знаков после запятой.

Поставить в ответе запятую под запятой

Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.

Ответ: 2, 4, 1, 3

Самостоятельная работа. Самопроверка.

Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

— Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.

— Какое задание необходимо выполнить?

— Заполните таблицы самостоятельно.

+

0,8

1,2

0,45

0,2

1,5

0,04

1,2

1,8

0,6

2,2

— Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки.

(учащиеся проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки)

— У кого возникли затруднения при выполнении задания?

— В каком месте?

— Кто правильно выполнил задание?

— Оцените себя.

Домашнее задание.

Цель – обсудить и записать домашнее задание.

— Домашнее задание будет практическое.

— Запишите задание: Вычислите рост вашей семьи в метрах.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму.

Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин)

Деятельность учителя

УУД

Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Удалось ли вам решить проблему урока?

— Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

— Проанализируйте свою работу.

(раздаются карточки рефлексии)

Мне понятно, как складывать десятичные дроби ________________________

Я смогу применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________

Мне понятно, как вычитать десятичные дроби __________________________

Я смогу применить алгоритм вычитания десятичных дробей ______________

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения