Разработка урока по теме «Контрольное изложение в 7 классе по П

Стронгина Лариса Николаевна

Кузнецова Анна Юрьевна,

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №30

г. Нижний Новгород

Разработка урока по теме:

«Контрольное изложение в 7 классе по Притче о блудном сыне (Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11-32)».

«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создаёт живой образ, смотря на который, радуется».

(Бог и люди. Святитель Иоанн Златоуст.)

Цель урока: формирование социокультурной компетенции учащихся (подведение некоторых итогов по притчам и написание контрольного изложения). Два уровня.

Оснащение: текст притчи у каждого учащегося, репродукция Рембрандта «Возвращение блудного сына”, рисунки ребят, выполненные для урока литературы по этой же теме, словари.

Ход урока.

I.Организационный момент (пишем в контрольных тетрадях, тексты у каждого на парте).

II.Работа по проверке заданий учащихся (их компетенции).

— Вспомните, что такое “притча» и дайте определение.

— Притча — небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное ( или религиозное) поучение, по своей форме родственный басне.

— Что вы знаете об истории возникновения притч?

— Возник жанр притчи на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Слово “аллегория» произошло от греческих «alios» — иной и “agoreuo» — говорю. Это когда за конкретным, понятным всем словом скрывается глубокое философское значение. В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл, урок для всех людей. Да увидеть тот другой, тайный смысл дано не всем людям, а очень немногим. Даже тем немногим, тем избранным двенадцати не всегда истина раскрывается, даже им растолковывает Христос иносказательный, аллегорический смысл своих историй.

— Написание известных Евангелий от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна предшествовала устная евангельская традиция, то есть устная проповедь апостолов о Христе, Его жизни, учении, чудесах.

Предполагается, что Евангелие от Матфея было написано раньше всех — в 50-60 годы первого столетия христианской веры.

Евангелия от Марка и Луки несколько позже, но до разрушения Иерусалима, то есть до70 года. Евангелист Иоанн писал свое Евангелие, будучи уже глубоким старцем — в конце первого столетия.

Эти четыре евангельских записи сразу стали широко распространяться среди первых христиан. В конце первого и втором столетии эти Евангелия уже цитируют древнехристианские писатели. Именно эти четыре Евангелия имеют апостольский авторитет, другие записи такого авторитета не имели, даже если им кем-то приписывалось авторство апостолов Христа, например, Петра или Фомы.

— Над какими притчами мы уже работали? (Писали по ним изложения?)

— «Притча о мытаре и фарисее”, «Притча о добром самарянине».

— Чему они нас научили?

— Во-первых, что это литературный жанр.

— Во-вторых, что православная культура — это часть культуры общества. Нам, живущим на территории России, стыдно не знать ее, поэтому мы и учимся, ведь без прошлого не будет будущего.

— В-третьих, узнали что такое «мораль” ( норма поведения человека в обществе, нравственные правила). Что такое «нравственность” и «безнравственность”, что такое “нравственный» и “безнравственный” человек.

III. Работа над текстом изложения о блудном сыне (чтение притчи учителем).

1) Интересно ли было слушать? И почему?

— Очень хотелось узнать, чем закончится повествование.

— Возникшая уверенность, что отец простит заблудшего сына, должна была бы прозвучать.

Это и произошло, когда текст был дочитан до конца.

2) Какова основная тема и идея этой притчи?

— Покаяние и всепрощающая отцовская любовь.

3) Действующие лица этого повествования? Кто они?

— Христос, рассказавший притчу.

Отец, у которого было два сына. Младший (“блудный») и старший, который не говорит “брат мой”, а говорит отцу “сын твой”.

4) Кто на вас произвел самое неприятное впечатление? И почему?

— Старший сын, который не умел прощать, поэтому его “послушание», возможно, было корыстным.

5) Самый мудрый в этой истории кто? И почему?

— Отец, который простил блудного сына, нарушившего одну из Заповедей Христа, велел своим рабам одеть на него лучшую одежду, “перстень на руку и обувь на ноги», заколоть откормленного теленка и устроить пир.

6) Что вы можете сказать о младшем сыне?

— Однозначно ответить трудно. Горькое впечатление оставили первые строки: «У некоторого человека было два сына: и сказал младший из них отцу: «Отче! Дай мне следующую часть имения. «И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. ’’Можно только пожалеть такого человека, который творит, не зная что. А потом возникает и гордость, что сумел сын покаяться: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою уже недостоин называться сыном твоим: прими меня в число наёмников твоих…»

Перстень и обувь — знаки свободного человека, рабы ходили босиком. Человек нашёл в себе силы просить прощения, покаяться, значит, можно им восхищаться и нам учиться, потому что мы очень редко просим прощения, хотя обижаем часто.

7) Какой бы вы эпиграф взяли для этой притчи?

«Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся…», «…брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся…»

Самое большое счастье, великая радость, когда близкий тебе человек возвращается в страну, город, дом, семью…

8) Почему не названа (» Сторона»), где промотал состояние младший сын?

— Для Иисуса Христа неважна конкретная страна или семья. Потому что это может случиться с каждым и случается ежедневно.

— Главное, что человек осознал грех, покаялся и вернулся домой, а значит и к Богу.

А Бог, как говорится в притче, готов принять и простить любого, лишь бы искренне было его раскаяние.

9. Какие части можно выделить в притче? ( Желательно записать на черновик или на доску!)

1. Вступление. «У некоторого человека было два сына”.

2.»Отец разделил им имение».

3.»Младший сын расточил имение своё, живя распутно».

4.Решение идти к отцу и проситься «в число наёмников».

5.»…Этот сын мой был мёртв и ожил, пропал и нашёлся».

6.»Старший же сын его был на поле…».

7.»Он осердился и не хотел войти…»

8.»Сынмой! Ты всегда со мной, и всё моё — твоё…»

9.»…Брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Рекомендуем составлять цитатный план, так легче будет написать изложение.

Беседа и составление плана должны помочь глубже понять текст как тематическое и смысловое целое. А это значит понять коммуникативную установку автора, определить тему и основную мысль, выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения. Учащиеся должны не только увидеть авторскую позицию, но и определить и уметь обосновать своё отношение к воспринятому.

Необходимость работы над содержанием не вызывает сомнения. Однако принципиальным является положение о том, что беседа по содержанию текста не только готовит к его восприятию, но и развивает мыслительные способности, формирует его социокультурную компетенцию.

План (хотя бы на черновике или на доске) необходим для последовательности изложения фактов.

Вторичное чтение текста (уже учениками).

Словарная работа (на уроке должны быть всевозможные словари: толковый, литературоведческий, этимологический, богословский).

Блудный — человек, покинувший какое-либо содружество…, в поисках новых, иных занятий…, а впоследствии вернувшихся к прежнему.

Расточил (имение) — растратил.

Распутно (распутный) — разгульный, развратный.

Пасти свиней, по мнению иудеев, было самым низким занятием, так как свиньи считались нечистыми животными.

Рожки — стручки одного из растений в Палестине.

Чрево — желудок.

Избыточествуют (прилагат. избыточный)- превышающий потребность, излишний.

Пал ему на шею — бросился.

Отче — отец.

Линованные — (действие по знач. глагола линовать) — торжество, радость.

Не преступал приказания твоего — не нарушал.

Блудница (устар.) — распутница, развратница.

Правописание некоторых частей речи

Причастия (всего три): следующую — действ.прич. наст, времени. ; откормленного страд, прич. прош. времени; расточивший — действ.прич. прош.времени.

Деепричастия: собрав, живя, придя, возвращаясь, призвав, выйдя.

Местоимения: некоторый, ничто.

Наречие: никогда.

С приставками пре -/при-: пристал, принести, приведите, приблизился, призвав, принял, преступал, приказания.

Для усиления эмоционального воздействия и особого выделения некоторых частей текста вводятся повторы: слов, словосочетаний и даже предложений (можно ещё раз зачитать).

Синтаксис.

Обращается внимание на написание предложений с прямой речью (по всем правилам пунктуации, ребята с этим знакомы с 5-го класса)

Знаки препинания при обращениях.

Причастный оборот.

Знаки препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях.

Типы сложных предложений и знаки препинания при них.

Последнее чтение текста (3-ий раз).

Работа над передачей содержания.

Текст “Притча о блудном сыне» прилагается.

“Притча о блудном сыне’’.

(Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11-32).

“У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: Отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не дал ему. Придя же в себя, сказал; сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был уже далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвал одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я сколько лет служу тебе и, никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими: а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка. Он же сказал ему: сын мой, ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Для слабого класса текст можно адаптировать.