Тема Урок литературы в 6 классе

МОУ «Удимская общеобразовательная школа №2» пос.Удимский Котласского района Архангельской области

Тема: Урок литературы в 6 классе.

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»

Учитель русского языка и литературы

Стеценко Жанна Евгеньевна

Конспект урока

Тема: М.ЮЛермонтов «Парус»

Анализ стихотворения

Цель урока: Познакомиться с творчеством М.Ю.Лермонтова через его стихотворение «Парус»

Задачи урока:

Научить учащихся анализировать лирическое произведение

Развивать активное мышление через погружение в текст

Воспитывать любовь к прекрасному вокруг нас

Учитель. Ребята» Вероятно, многие из вас видели море, любовались им. Такие встречи с морем были для вас праздником и надолго запомнились. И, наверное, бывали такие минуты, когда вы оставались наедине с морем. О чем вам думалось тогда, что вы чувствовали

Учитель. Почему же появляется это чувство, как будто тебя тянет, манит в свою даль море?

Учитель. А теперь посмотрим, какое настроение и какие мысли вызвало море у М. Ю. Лермонтова.

Вынужденный уйти из Московского университета из-за участия в студенческих волнениях, Лермонтов переезжает в Петербург. Императорская столица встречает его чиновной скукой, холодом самодовольства светских гостиных, равнодушным отказом на его просьбу принять его в Петербургский университет.

Лермонтову 18 лет. Надо как-то решать свою судьбу. Родственники склоняют его к поступлению в школу гвардейских подпрапорщиков Знакомые утешают: «На военной службе вы также будете иметь возможность, чтобы отличиться; с умом и способностями можно всюду стать счастливым».

Этого ли счастья ищет восемнадцатилетний поэт?

Как-то, оказавшись за пределами «душного» Петербурга, у Финского залива, на берегу моря, он пишет стихотворение «Парус». (Читается.)

— Как вы думаете, почему именно на берегу моря родились эти стихи?

— Слышится ли в них дыхание моря?

Учитель. Да, все стихотворение пронизано морскими пейзажами. Посмотрите на напечатанный текст: каждая строфа открывается пейзажем. А чем она завершается?

Учитель. Значит, есть, наверное, какая-то связь между картинами моря и размышлениями поэта. Давайте попробуем ее обнаружить и для этого представим себе отчетливо каждую картину, мысленно нарисуем ее.

Ведь поэты часто пытались представить себе совершенно конкретно то, о чем они пишут. Рукописи Пушкина испещрены рисунками. Лермонтов тоже много рисовал на полях листов со стихами. Но были у него и самостоятельные картины. Вот одна акварель его «Парус».

Учитель. Какую же картину моря вы представляете себе, когда читаете первые строки стихотворения?

Учитель. Кто же может нарисовать эту картину так, чтобы передать ее настроение? (Молчание в классе.) Ну, хорошо. Попробуем вдуматься в эти строки. Может быть, нам помогут и черновые варианты стихотворения. Вы ведь знаете, что даже к самым талантливым поэтам верные и значительные, сильные слова приходят не сразу, что, написав стихотворение, поэт еще долго мучится им, ищет единственно нужные слова, интонации. У Лермонтова, сначала первая строка звучала так: «Белеет парус отдаленный»

Зачем Лермонтов заменил эпитет? Почему вместо «отдаленный» он написал «одинокий»?

Учитель. Да, в самом одиночестве паруса есть дерзость, протест, он отважился один выйти в это огромное море. Но почему море в этой картине вам кажется огромным, бесконечным?

Учитель. А какие цвета напоминают эту картину?

Учитель. А почему Лермонтов основные цвета картины разводит в крайние точки предложения? Почему «белеет» поставлено в начале строки, а «голубом» — в конце?

Учитель. Мне кажется, что вы уже представили себе настроение и контуры первой картины лермонтовского «Паруса». А теперь посмотрите на картину русского художника Похожа ли она на лермонтовскую или отличается от нее?

Учитель. Картина Щедрина успокаивает нас, лермонтовский пейзаж тревожит. Как же передается эта тревога в следующих двух строчках? Почему рождаются эти вопросы?

Учитель. Да, мы задумываемся о судьбе паруса, мы хотим понять, что заставило его покинуть «край родной» и чего он ищет? А почему Лермонтов выбирает здесь слово «кинул»? Как еще можно было бы сказать об этом расставании с родным краем?

Учитель. Так почему же именно «кинул»?

Учитель. В слове «кинул» есть высокое значение от старинного торжественного «покидать», оставлять. Это не случайная прогулка. В этом слове слышится и сочувствие поэта одинокому парусу. И, как бы сопровождая парус в его дерзком странствии по морю, Лермонтов открывает нам еще одну картину. Похожа ли она на предыдущую?

Учитель. Страшная ли это картина?

Учитель. Вспомните, в каком значении употребляется«свищет» в былинах А еще на судах морских бывает такая команда: «Свистать всех наверх». Значит, позвать всех. Итак, в лермонтовской картине моря есть что-то ужасное и в то же время вдохновенное, есть какой-то радостный порыв в этих играющих волнах, и призывен свист ветра. Вам, наверное, уже знакомо это чувство ужаса и восторга при встрече с опасностью

Посмотрите на картину Айвазовского «Море»., Какие чувства вызывает она у вас?

Учитель.Почему же буря не страшна парусу? Учитель. Посмотрите, может быть, черновикстихотворения поможет разрешить ваш спор. У Лермонтова сначала третья строка звучала так:

Увы! он ничего не. ишет…

Потом появилось другое:

Увы, — он счастия не ишет И не от счастия бежит!

Учитель. А теперь вглядитесь в последнюю картину. Как будто осуществилась в природе эта возможность счастья:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

Зачем Лермонтов дает в конце стихотворения столь радостную, яркую картину моря?

Учитель. А разве парус наслаждается этим сиянием лазури, этим блеском солнца? Посмотрите на этюд Куинджи «Море». Здесь тоже, как у Лермонтова, слиты контрастные краски, но такая густая бездонная синева у этого моря, такая озаренность солнцем во всей картине, что нам хочется, пожалуй, раствориться в этом чуде, отдаться этой красоте. А лермонтовский парус забывается в ней?

Учитель. Вы как будто верно ощутили эту картину и чувства, которые владеют парусом. Подумайте теперь, почему Лермонтов изменил порядок слов в первой строке (на доске черновик: «Струя под ним светлей лазури»)?

Учитель. Ну, вот мы и совершили путешествие вместе с парусом. Открыли ли мы его тайну? Поняли ли, что заставило его отправиться в странствие по изменчивому морю?