Урок окружающего мира по теме Охрана животных 3 класс

Урок окружающего мира по теме:

Охрана животных

3 класс

Подготовила учитель

начальных классов

Трунова А.И.

2011г.

Цель:

развивать умения учащихся при помощи проведения самостоятельного исследования осуществлять выбор оптимального решения;

совершенствовать умения сотрудничать в малых группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи.

Задачи:

содействовать развитию у учащихся умений пользуясь предложенной информацией, провести анализ сложившейся ситуации, сопоставить факты и сделать выводы;

создать собственные тексты и иллюстративный материал к ним;

выстроить с помощью выполнения отдельных заданий решение задачи в целом, обосновать решение,

работая в малой группе, создать конечный «продукт» — рекомендации по изменению ситуации, сложившейся в Энской области.

Учащимся предлагается квазиреальная конкретно-практическая ситуация, приближённая к реальным условиям, — нужно оказать консультативную помощь новому руководству Энской области и разработать рекомендации по изменению ситуации, сложившейся в ней в последнее время. Для этого нужно встать в позицию экспертов и провести тщательный анализ: изучить материалы, характеризующие состояние хозяйства области.

Цель: разработать рекомендации по изменению ситуации в Энской области.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Определение темы урока.

-Скажите, о чём вы обычно говорите на уроках окружающего мира?

( о природе)

-Что можно сказать о природе – растениях, животных, человеке?

(В природе всё взаимосвязано, зависит друг от друга)

-Какой раздел учебника вы изучаете вот уже несколько уроков?

(Животный мир Земли)

-Посмотрите на экран. Как прекрасен этот мир! Рассмотрите эти фотографии и послушайте стихотворение. Оно поможет вам догадаться, о чём мы будем говорить на уроке.

Птицы, рыбы и звериВ души людям смотрят.Вы их жалейте, люди,Не убивайте зря!Ведь небо без птиц — не небо,А море без рыб — не море,И земля без зверей — не земля!

-Догадались?

Тема урока: «Охрана животных»

III. Актуализация опорных знаний.

-Ребята! Как раз перед нашим уроком в школу пришла такая телеграмма.

SOS! Мы – представители фауны Энской области погибаем. Скоро нас совсем не останется на территории области. Просим вашей помощи. Посоветуйте, что нужно сделать, чтобы остановить катастрофу. Для облегчения вашей работы высылаем карту нашей области и статьи из газеты «Энская правда». Ждём помощи!

-Перечитайте внимательно телеграмму. Может быть какие-то слова непонятны и требуют объяснения?

(SOS – сигнал бедствия

Фауна – все животные Земли или какой-либо её части (животный мир) учебник Окружающий мир стр.139.

Катастрофа – события с трагическими последствиями.

-Какая проблема возникла у животных Энской области? Что могло случиться? Подумайте и предложите свои гипотезы. Начните со слов:

-может быть

-предположим

-допустим

-возможно

-что, если…

(дети выдвигают гипотезы)

IV. Изучение нового материала.

1.Организация исследования

-Гипотез у нас несколько, поэтому мы разделились на 4 группы. На столе у каждой группы конверт. Это тот материал, который прислали животные Энской области. Здесь – статьи из газеты «Энская правда», карта и описание природных условий Энской области.

Ваша задача внимательно ознакомиться с этими материалами, проанализировать сложившуюся ситуацию и сделать выводы, как изменить бедственное положение животных. Свои предложения вы можете записать на листах, зарисовать на значках и затем каждой группе предстоит выступить со своими материалами.

1 группа получает конверт со статьёй «К новым успехам» из газеты «Энская правда»

«В этом году необыкновенными темпами развернулось строительство в городе Энске. За короткий период построено 25 многоэтажных домов на территории большого парка отдыха в центре города. Строители немало потрудились. Были расчищены участки, выкорчеваны сотни деревьев. В центре парка находился пруд, где всю весну и лето плавали дикие утки и лебеди. Его засыпали и построили школу и детский сад. Несмотря на то, что не стало слышно пения птиц, не скачут с ветки на ветку белки, у новосёлов было много радости, когда они получили новые квартиры в центре города! Тем более, что школа и детский сад теперь совсем рядом!»

Карта –схема Энской области и города Энска, листочки для зарисовок.

2 группа получает конверт со статьёй «Необыкновенный урожай» из газеты «Энская правда», схему полей, обработанных сильнейшими ядами и химическими веществами.

«В Энской области получен небывалый урожай зерновых культур – пшеницы, ячменя и ржи. Наша область побила все рекорды. Это случилось потому, что на полях были применены новейшие яды и химические удобрения. Полевые животные – мыши и кроты, которые уничтожали часть зерна, а также насекомые, которые жили неподалёку от поля, были отравлены. Повсюду находили погибших от ядов мышей, кротов, кузнечиков, жужелиц, жуков. Но это не беда, ведь наша область стала победителем в соревновании.»

Схема полей.

3 группа получает конверт со статьёй «Новости промышленности» из газеты «Энская правда»

«В Энской области с каждым годом развивается промышленность. Строятся новые заводы и фабрики. Появилось много рабочих мест. Люди этим очень довольны. Быстрое развитие промышленности заставляет брать воду из рек Энки и Двинки. Но это не значит, что воды становится всё меньше. После охлаждения деталей машин, её по трубам отправляют назад в реку. Реки не пересохнут, а останутся такими же полноводными. Но в последнее время почему-то вода покрылась мазутной плёнкой, а рыба не ловится. В некоторых местах стали обнаруживать дохлую рыбу, которая всплыла на поверхность.»

4 группа получает конверт со статьёй «Записки егеря»

«Руководство нашей области пошло навстречу людям и разрешило охотиться на животных круглый год без ограничений, ведь меховые изделия — шубы и шапки очень популярны, так как зимы у нас холодные. Но охотники всё чаще возвращаются домой ни с чем. Над этой проблемой работают учёные нашей области.»

2.Проведение самостоятельного исследования учащимися.

3.Индивидуальная помощь учителя каждой группе.

4.Выступление учащихся со своими предложениями, выводами.

-А теперь каждая группа представит свои выводы и предложения, ведь их так ждут животные Энской области.

1группа:

1)зачитывает статью из газеты «Энская правда»;

2)прикрепляет на доску карту;

3)представляет свои выводы: «Нельзя уничтожать места обитания животных – парки, леса, водоёмы. Это может привести к их гибели.»;

4)прикрепляют к доске запрещающий знак;

5)отвечают на возникшие вопросы. Например:

-Как же поступать людям, ведь нужно строить дома. Где их можно построить, чтобы не нарушить экологическую обстановку?

(-Их можно построить за городом на пустыре.)

(Показать на карте)

2группа:

1)зачитывает статью из газеты «Энская правда»;

2)прикрепляет на доску карту;

3)представляет свои выводы: «Неосторожное применение ядов и химических веществ может уничтожить всех живущих поблизости животных»;

4)прикрепляют к доске запрещающий знак;

5)отвечают на возникшие вопросы. Например:

-Как же поступать людям, ведь нужно выращивать урожаи зерна?

(Яды и химикаты нужно использовать в очень малых количествах, ведь они могут навредить и людям)

3группа:

1)зачитывает статью из газеты «Энская правда»;

2)представляет свои выводы: «Нельзя загрязнять водоёмы. Это может привести к гибели рыб и других животных водоёмов»;

4)прикрепляют к доске запрещающий знак;

5)отвечают на возникшие вопросы. Например:

-Как же поступать людям, ведь нужно где-то брать воду для промышленности?

(-На заводах нужно ставить фильтры и очистительные сооружения, чтобы очищать использованную воду.)

4группа:

1)зачитывает статью из газеты «Энская правда»;

2)прикрепляет на доску карту;

3)представляет свои выводы: «Неразумная охота и промысел животных уничтожает их.»;

4)прикрепляют к доске запрещающий знак;

5)отвечают на возникшие вопросы. Например:

-Как же поступать людям, ведь нужно шить шубы и шапки.

(-Их можно шить из искусственного меха.)

-Ваши выводы и предложения мы сейчас же отправим руководству Энской области, чтобы как можно скорее исправить бедственное положение животных.

-Может ли подобная ситуация повториться в другой области или стране?

-Происходили ли раньше такие ситуации на Земле?

-По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц.

-Сделаем вывод что приводит к исчезновению животных?

(построение схемы)

Исчезновение животных

-Что такое Красная книга?

В ней записаны животные и растения, которые навсегда исчезли (чёрные страницы) или находятся на грани исчезновения.

V. Минутка отдыха.

Просмотр клипа Олега Газманова «Красная книга»

-Пока мы смотрели клип, по электронной почте пришёл ответ от зверей Энской области.

Спасибо, друзья! Руководство Энской области, получив ваши рекомендации, преступило к исправлению возникшей ситуации. Принято решение очистить реки, запретить охоту в лесах, на заводах и фабриках поставить фильтры и очистительные системы, разбить новый парк в городе. Оставшихся животных поместить в заповедник.

-Ребята, знаете ли вы, что такое заповедник?

-Прочитайте в толковом словаре (учебник стр.137)

Заповедник— участок земли, либо водного пространства, в пределах которых запрещена всякая хозяйственная деятельность человека.

Мы с вами живём рядом с удивительным заповедником, памятником природы, который называется «Белогорье». (показать на карте)

 Заповедник «Белогорье» образован в 1999 году на базе существовавшего с 1924 года заповедника «Лес на Ворскле». Цель создания — сохранение и изучение типичных и уникальных экосистем мелового юга Среднерусской возвышенности. Часть территории занимают дубравы возрастом более 300 лет, которые представляют собой исключительное научное и природоохранное значение.

Заповедник является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения; находится в ведении HYPERLINK «http://www.mnr.gov.ru/» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

В состав заповедника «Белогорье» входит 5 участков, расположенных в трех районах Белгородской области:

Общая площадь заповедника составляет 2131 га.Общая площадь охранных зон участков заповедника — 2748 га.

Центральная усадьба заповедника расположена в пос. Борисовка на территории участка «Лес на Ворскле».

На заповедник возлагаются следующие задачи:

Животный мир заповедного участка весьма разнообразен. В «Лесу на Ворскле» насчитывается до 100 видов птиц (чёрный коршун, серая неясыть, тетеревятник, обыкновенный канюк, перепелятник, орёл-карлик, дрозды, различные синицы и др.). Из парнокопытных многочисленны: кабан и европейская косуля. Из хищных встречаются: лисица, енотовидная собака, барсук, каменная куница, ласка, хорь лесной. Обычен заяц-русак. Из грызунов: многочисленны рыжая полевка и желтогорлая мышь; обычны подземная полевка, белка. Из насекомоядных — европейский еж, крот, бурозубки, кутора. Из амфибий — серая жаба, остромордая лягушка. Зарегистрировано более 2500 видов насекомых, среди которых много редких (жук-олень, махаон) и около 300 видов паукообразных.

VI.Задание на дом.

— О других заповедниках России вы узнаете из дополнительной литературы и подготовите к следующему уроку сообщение об одном из них.

VII.Рефлексия.

-А теперь я предлагаю вспомнить весь наш урок и написать «синквейн». Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

1строка одно слово – существительное

2строка — два прилагательных

3 строка — три глагола

4 строка — целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов

5 строка — слово-резюме или краткий вывод.

Животные

Хищные и травоядные

Живите, размножайтесь, не исчезайте

Мы будем заботиться о вас!

Люди, берегите и охраняйте природу!

VIII. Итог урока.

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

П. Ракитное Белгородской области

Разрушение среды обитания животных

Неосторожное применение ядов и химических веществ

Загрязнение водоёмов

Неразумная охота и промысел животных