Урок по обществознанию теме «Потребности»

Урок по обществознанию теме «Потребности» 8 класс

Учитель Искакова Г.Р. НОУ СОШ № 23 «Менеджер» г. Альметьевск, РТ

Тип урока: ОНЗ

Ход урока

Этап 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: Создать условия для возникновения мотивации к учебной деятельности.

Определить содержательные рамки урока, продолжить знакомство с качествами присущими личности.

Организация учебной деятельности на этапе № 1.

Отрывок из мультфильма «Летучий корабль» (о потребностях).

Диалог с учащимися:

Ребята, что мы проходили на прошлом уроке?

(Личность, индивид, индивидуальность). Дают определения этих слов.

— Человек

— Индивид

— Индивидуальность

-Личность

-Где формируется личность? (В обществе).

-Мы начали с вами урок с мультфильма, где некорректно повторялось слово потребность. –Дайте определение термину «потребность» (учащиеся пытаются дать определение, но неверно)

-А как вы понимаете выражение «потребность быть личностью».

-Значит, мы об этом слове знаем не все. ( На уроке будет что-то новое, ранее не изученное).

-Мы можем вместе с вами открыть что-то новое? (Да).

-А у вас есть желание это сделать? (Да).

-Тогда вперед! Надеюсь, что и сегодня работа о дальнейшем познании нового в изучении личности будет такой же успешной, как и на прошлых уроках.

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала, выявление видов потребностей.

Актуализировать мыслительные операции, сравнение, сопоставление, различие, анализ обобщение.

Организовать и зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний о видах потребностей, иерархии потребностей.

Организация учебного процесса на этапе № 2 (раздаточный материал с терминами и значениями слов)

Задание: определить качества присущее личности, человеку, индивиду и индивидуальности.

Человек — один из людей

Индивид – способен нести ответственность за свои поступки

Индивидуальность – отличается самостоятельностью в поступках.

Какой алгоритм применили при решении данного задания?

Учащиеся пошагово называют алгоритм.

-Где было затруднение?

-На каком этапе?

Индивидуальное задание с затруднением (учащиеся должны составить схемы из предложенных слов)

1 группа: способности, талант, гениальность, социальные, физиологические, духовные.

группа: индивид, личность, человек, идеальные, престижные, в безопасности.

Этап 3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляются и фиксируются в громкой речи место и причина затруднения в решении проблемы.

Согласовать цели и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе № 3.

-Почему у вас остались слова вне данных двух групп?

(Потому что они не относятся к характеристике ни личности, ни индивида, ни индивидуальности).

-В чем причина затруднения?

-На каком этапе применения данного алгоритма возникло затруднение?

( Мы не знаем эти слова, к каким характеристикам личности отнести их).

-Так каковы же цели нашего урока? (учащиеся самостоятельно определяют цели и тему урока).

ЦЕЛИ: Исследовать виды потребности.

Уметь анализировать различные виды потребностей.

Строить иерархию потребностей.

Знать какую они играют роль в нашей жизни.

Тема урока: Виды потребностей.

Этап № 4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для определения способа выходы из затруднения.

Построить план достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе № 4.

-Что же мы буем исследовать?

-Каким образом предлагаете решить данную проблему?

(обратимся к алгоритму, можно спросить у учителя, можно прочитать в учебнике).

-Большинство предлагают начать с общего алгоритма.

Этап № 5. Реализация построенного проекта.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для реализации проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: определение видов потребностей, их иерархии.

Зафиксировать новый способ действия во внешней речи и знаково.

Организовать уточнение общего характера нового знания.

Состояние нужды в чем либо, например в еде. Если мы хотите удовлетворить чувство голода. Что вы делаете? (Едим).

А если не поели то, что чувствуем? (Дискомфорт, неудовлетворенность).

То же самое происходит с разными видами потребностей, если их не удовлетворить.

Значит удовлетворение потребностей – это возврат организма в состояние равновесия.

Раздать учащимся задания по группам на различные виды потребностей.

1. Биологические (естественные, природные, биологические)

2. Потребности в безопасности (физическая, экономическая)

3. Социальные

4. Престижные потребности (эгоистические или потребностями в оценке)

5. Духовные потребности (основными или базисными).

Учащиеся в группах читают тексты, находят определения различных потребностей, распределяют, кто что будет рассказывать.

— Дайте определение различным видам потребностей.(Учащиеся по группам рассказывают различные виды потребностей, приводят примеры).

Этап 6 . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать изучение учебного материала

Организовать выполнение типовых заданий на различные виды потребностей.

Собери пословицы:

Не посеешь – не пожнешь.

Какая здесь приведена потребность?

Социальная.

Бережёного бог – бережёт.

В безопасности

Учение свет, а неученее – тьма.

Духовная

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Биологическая.

-Война войной, а обед – по расписанию

Биологическая

Своя рубашка ближе к телу.

Безопасности

Людовик XVI! Сказал: «Государство — это я!»

Престижная.

Организация учебного процесса на этапе 6

-Первым кто разобрал структуру потребностей, был американский психолог Абрахам Маслоу. Он расположил их в порядке последовательности.

-расположите различные виды потребностей по иерархии. (На файловых листах)

-Проводим сравнение.

-Какие же потребности появляются у человека вначале? (биологические и в безопасности)

-Такие же потребности есть у кого? (у животных)

Тогда эти потребности как можно назвать по иерархии. (Низшие) .

-А остальные потребности где формируются? ( в обществе)

И они называются — высшие.

Маслоу так же распределил все эти потребности еще по одному принципу.

Вспомните русский язык. Образуйте прилагательные от числительного – первый и второй.

Первичные и вторичные.

Какие потребности первичные? Они же будут и низшие (биологические и в безопасности)

А вторичные (высшие) – социальные, престижные и духовные.

-Могут ли быть одинаковые потребности у людей? От чего это зависит? (Низшие присущи всем людям, а высшие только – личности)

-Зачитываю отрывок из произведения Пушкина «Сказка о золотой рыбке».

-Какие потребности у старухи? (неразумные)

— У учащихся листы со стихотворением Высоцкого « Я лежу в палате наркоманов».

-Как вы думаете, какие это потребности? (ложные, мнимые)

-Почему ложные?

(Потому что человек может обойтись без них).

-Тогда мы можем говорить, что потребности различают как подлинные — мнимые, разумные и неразумные.

Этап № 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия.

(Выполнение тестов). Проверяют тесты учащиеся самостоятельно по эталону.

-Где возникло у вас затруднение?

-Проверь по эталону.

-Сможешь сам ответить, где ошибка?

-В чем было затруднение?

-Какой выход из положения?

Напомните мне вторую цель урока. Переходим к решению данной цели.

-Готовы ли вы потренироваться в определении различных видов потребностей? (Да).

-Молодцы.

-На прошлом уроке мы проходили тему: «Личность». Определите, какие виды потребностей у известных личностей (работа по парам).

-Какое значение играют в жизни этих знаменитостей потребности, как они влияли на их развитие? (задание из учебника стр. 60-61).

-Какую роль играют познавательные потребности?

-Что человек стремится узнать? Зачем нам надо знать эти потребности?

Этап 8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Организовать выявление границ применения новых знаний. Организовать повторение учебного материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

-В возрастном развитие человека познавательные потребности проходят стадии:

-ориентировки

-любопытства

-любознательности

-направленного интереса

-склонности

-осознанном самообразовании

-творческого поиска.

-Задание: оцените себя, на какой стадии развития потребностей в познании находитесь вы?

В каждом из нас появляется новая, высшая потребность в самоосуществлении – то есть потребности состояться.

-Какие качества «само» вам надо развить? (учащиеся называют их и учитель прописывает на доске).

Самореализация

Самоактуализация

Самообразование

Самостоятельность

Самооценка

Самокритика

Самоопределение

Самоанализ

Самомнение и т.д.

-Самореализация и есть восхождения по ступеням этой пирамиды. Не каждому удается развить себя. Дойти до верхней ступени. Некоторые останавливаются на первой или на второй ступени потребностей. Зависит это и от внешних условий и от возможностей самой личности. Перед вами открывается огромное поле приложения сил, выбора, разнообразного выражения себя, своих потребностей. Это основа самоактуализация и вступления в реальную жизнь.

Этап № 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

Организовать оценивание детьми собственной деятельности на уроке.

Организовать фиксацию неразрешимых противоречий как направление будущей учебной деятельности.

Обсудить и записать домашнее задание

Организация учебного процесса на этапе 9.

-Ребята что нового вы узнали на уроке?

-Мы достигли цели урока?

-Кто из вас уверен в том, что новые знания сможет применить на практике?

-Теперь попробуйте оценить свою деятельность на уроке (дети выбирают цвет карточки).

Домашнее задание: параграф № 6, подобрать пословицы о потребностях человека.