Урока по обж тема Нравственность и здоровье. Формирование

План

урока по ОБЖ

Тема: «Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов».

11 класс

Вид занятия (тип урока) интегрированный с «Психологией»

группа

дата

Время — 1 час

Цель урока: — учебная познакомиться с понятиями «семья», семейные отношения»,

«гармония семейных отношений»:

развивающая выявление факторов, способствующих заключению брака и

факторов риска распада семьи (брака):

воспитательная привитие навыков психологической совместимости.

Обеспечение занятия:

Наглядные пособиятаблицы исследований демографов

Раздаточный материал листы ватмана и цветные фломастеры для составления

проектов «Гармоничная семья»

Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа

Учебные места (для практ. занятий, лаб. работ) кабинет.

Литература: основная А.Т. Смирнов. ОБЖ 11 кл.

дополнительная тетрадь

Основное содержание урока.

№ элемент

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Добавления, изменения, замечания

1.

Связь с прошлым уроком:

— опрос учеников:1. Проведение теста по теме «Правила личной гигиены».

5 мин.

2.

§1. Вступление.

В последнее время в обществе возросло внимание к проблемам семьи. Почему увеличивается количество разводов?

По каким причинам многие мужчины и женщины остаются одинокими?

Как создать крепкую и дружную семью?

Попытаемся ответить на часть из этих вопросов.

§2. Семья. Плюсы и минусы семейной жизни.

Дайте определение «Что такое семья?» — как вы понимаете. (Задание для учащихся).

Семья — это выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условий для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья, рождения и воспитания детей, передачи жизненного опыта, осуществления преемственности поколений.

ОБЖ

ОБЖ

Определите функции семьи. Из определения. (Задание для учащихся)

ОБЖ

Что дает семья, брак? Для чего люди заключают брак? (Задание).

«плюс» «минус»

Психолог

забота, поддержка — потеря полной свободы;

— материальный план; — необходимость заботиться

и т.д. о ком-то;

— ответственность за других;

-уменьшение общения с друзьями;

-терпеливое отношение к

родственникам супруга.

Современный брак основан прежде всего на любви, важнейшую роль в нем играют сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Но молодые люди далеко не всегда способны различать качества возможного будущего супруга, необходимые для совместной жизни, навыки, которыми обладают представители противоположного пола, и их нравственные достоинства.

«Гармоничная семья».

(Задание — проект в группах по 3-5 человек. Представить через образ понимание гармоничной семьи. Рисование образа на листах ватмана.

Задание — проект можно заранее подготовить в электронном виде и представить на обсуждение, используя мультимедиа).

Психолог

Взаимное согласие, внимание, чуткость, общность интересов, материальная обеспеченность (дом, машина, финансовая достаточность), любовь, дети (кол-во), и т.д.

Каждый человек мечтает о безоблачном счастье в кругу семьи, но далеко не всем удается достигнуть своей цели.

Мужчины и женщины по-разному оценивают супружеское счастье. Например:

47% женщин, счастливых в браке, главным в супружеских радостях считают чуткость, внимание, ласку,

24% — наличие детей,

23% — сексуальную гармонию

и только 7% выдвигают другие критерии: материальную обеспеченность, преданность семье, умение интересно проводить свободное время.

А вот мужчины супружеское счастье представляют иначе:

53% мужчин, счастливых в браке, отмечают чувственно-сексуальный компонент,

27% — нежность и понимание супруги, взаимное согласие,

14% — радость в детях,

6% — умение супруги вести домашнее хозяйство и кулинарные навыки, чувство юмора.

Факторы, влияющие на благоприятный исход заключения брака:

1. период ухаживания 1,5-2 года;

2. период раздумывания (до 2 недель);

3. общность интересов;

4. запоминающийся свадебный обряд

Молодая семья (по большинству демографов) — супруги в возрасте 24-25 лет и состоящие в браке не более 5 лет.

Лучший возраст для вступления в брак — от 20 до 24 лет. Почему?

(Ваше мнение. Учащиеся выдвигают предположения и доказывают).

ОБЖ

• Завершается образование и общее умственное развитие.

• Начало трудовой деятельности самостоятельно (материальная

сторона).

• Имеют определенное правильное представление об анатомии

человека, механизме зарождения новой жизни.

• Осознают ответственность супругов за рождение здорового

ребенка.

Здоровые дети рождаются, как правило (показали исследования), от женщин 25-35 лет, от мужчин 24-40 лет.

К распаду семьи приводит неподготовленность молодых супругов к ведению домашнего хозяйства, рациональному распределению семейного бюджета и обязанностей, неправильное отношение к трудностям, всегда возникающим в молодой семье.

Степень риска распада семьи (брака):

Ранний возраст вступления в брак.

Добрачная беременность.

Большая разница в возрасте.

Супруга значительно старше (3-4 года).

Разочарование в ожиданиях, перерастающее в противоречиемежду действительностью.

Психолог

Могут ли в гармоничной семье возникать конфликты? (Ваше мнение. Учащиеся выдвигают предположения и доказывают).

(Задание – рассмотреть различные семейные ситуации. Найти выходы (правильное разрешение) данных ситуаций. Разыграть сценки семейных ситуаций. Обсудить правильность принятых решений). ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Для удачного брачного союза можно обозначить ряд факторов, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни: психологический, культурный, материальный.

Гармония супружества во многом зависит от психологической психолог совместимости супругов. Ценностно-идеологическая совместимость — совместимость жизненных ценностей, устремлений, интересов, убеждений людей. Чем ближе эти факторы, тем легче им понять друг друга. Согласованность функционально-половых ожиданий, представлений человека о своих правах, обязанностях, функциях в супружеском союзе. Совместимость индивидуально-психологических характеристик. Наиболее универсальные партнеры — флегматики: их устраивает любой темперамент, кроме собственного. Холерик -флегматик, меланхолик — сангвиник. Аккуратному трудно ужиться с неряшливым, честному — с лживым.

Многочисленные исследования совместимости людей позволили сформулировать закон совместимости: врожденные качества супругов в совместимых парах должны быть контрастными, а приобретенные качества — подобными, схожими.

Культурный фактор определяет интеллектуальные и культурные запросы супругов и зависит от их образовательного уровня, профессии, досуговых интересов. Совместный активный отдых и физическая культура снимают многие проблемы.

Материальный фактор определяет вклад каждого из супругов в создание материальной базы семьи.

В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми у человека должны быть три основных качества характера: способность критически относиться к себе, терпимость к другим, доверие к другим.

ОБЖ

Достичь взаимопонимание, сохранить любовь и уважение друг к другу в семейной жизни помогут следующие психологические советы:

• Никогда не ссорьтесь, даже в критических ситуациях.

• Если что-то не нравиться, не ругайтесь, помогите друг другу.

• Не пытайтесь перевоспитывать друг друга.

• Не критикуйте друг друга в присутствии посторонних, не

отзывайтесь ни о ком дурно.

• Научитесь ценить друг друга.

• Оказывайте друг другу знаки внимания.

• Будьте вежливы, в семье ругань недопустима.

• Общайтесь: не молчите.

• Помните только хорошее, умейте прощать друг другу.

• Берегите здоровье, свое и близких.

• Предупредите других о своем плохом настроении или усталости,

не вымещайте усталость или раздражение на близких.

Психолог

§3. Заключительная часть.

Проведение тестирования «Взаимоотношения с противоположным полом. Психологическая готовность к семейным отношениям».

Психолог

3.

Выставление оценок. Запись домашнего задания.

Учебник, п.1.2, с.13-16. тетрадь.