Правописание гласных

МОУ СОШ №1

Дидактический материал

Русский язык 7 – 8 классы

Учитель Власова М.В.

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ

Безударные гласные

Безударные гласные вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются те ми же буквами, что и ударяемые звуки. Часто при этом получается расхождение между произношением слова и его изображением на письме. Например, мы говорим приблизительно так: гАлАва, мАлАдёжь, а пишется гОлОва, мОлОдёжь и т. д.

Чтобы не делать ошибок в правописании в таких случаях, нужно сомнительную гласную проверять.

Проверяемые безударные гласные

Способы проверки безударных гласных

1.Измените форму слова:

а)число существительного: гора горы, река реки, стена стены, часы час;

б)падеж существительного: вода воду, полей поле, весна весен;

в)род у глаголов прошедшего времени: взяла взял, вела вел;

г)время глагола: боролся борется, показал покажет, несет нес;

д)образуйте краткую форму прилагательного: седой сед, зеленый зелен.

Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник полк.

Подберите однокорневое слово другой части речи: непереводимый перевод, удалиться даль, непримиримый мир, воссоединение единый.

Примечания. 1. Исключение составляют слова с чередующимися гласными в корне (например: заря зорька) и глагольные корни с о, которые нельзя проверять

формами несовершенного вида на -ивать (-ывать); говорить уговаривать, опоздать опаздывать.

2. В некоторых словах иноязычного происхождения написание безударной гласной нельзя проверить однокорневым словом, если проверяемая или проверочная гласная входит в состав суффиксов разного происхождения. Например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу), ангажемент, хотя ангажировать; аккомпанемент, хотя аккомпанировать. Сравните также в составе иноязычного корня: дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется та же гласная в словах проекция проецировать и некоторых других, так как здесь гласная входит в состав корня.

3. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи совпадают по звучанию: посветить (фонарем) — посвятить (жизнь науке); примерять (платье) — примирять (рассорившихся друзей); развевается (флаг) — развивается (промышленность); распевать (песни) — распивать (чай); седеть (становиться седым) — сидеть (на диване); умалять (уменьшать значение чего-либо) — умолять (упрашивать).

Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Например, слово долина имеет общий корень со словом дол, а не даль, глагол благословить образован от сочетания «благое слово», а не «благая слава». Неправильное толкование таких слов искажает их написание.

Упражнения

Упражнение 1. Объясните правописание гласных в корнях следующих слов, подбирая к ним родственные слова, в которых эти гласные будут под ударением.

Жалеть, шалить, пастух, опасаться, прелесть, запад, объединение, платить, плотина, расщепить, ощипать, зачастили, вычистили, обнажать, неиссякаемый.

Упражнение 2. Объясните правописание выделенных слов.

1. Моя бабушка рано поседела. 2. Старушка посидела на скамейке и опять пошла. 3. Над Домом дружбы развевается флаг. 4. Ребёнок очень быстро растёт и развивается. 5. Чистота в доме радует глаз. 6. Частота

употребления слов в речи не одинакова. 7. Мой друг умел примирять товарищей, если они ссорились. 8. Покупая одежду, необходимо примерять платья и костюмы. 9. Зачем вы умоляете его признать ошибку? Этот человек неисправим. 10. Напрасно вы умаляете заслуги этого учёного. 11. Фары автомобиля осветили часть улицы. 12. Он посвятил свою жизнь творчеству. 13. Спортсмен пять раз обежал футбольное поле. 14. Мой брат никогда меня не обижал.

Упражнение 3. Подберите родственные слова к приведенным парам. Употребите их в словосочетаниях и предложениях.

Лежу — лижу, спеши — спиши, распевать — распивать, жевать — живать, развевать — развивать, лепить — прилипать, посвящать — просвещать.

Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Называйте проверочное слово. Подчеркните орфограммы.

Образец: Быстро зашагать — шаг.

Быстро заш…гать, д…лёкие края, заграничные паспорта, под…рить цветы, нар…диться в новое платье, рассказать о прогулке, присоединиться к группе туристов, объединиться в союзы, погл…деть вверх, посв…тить фарами автомобиля, разл…мать забор, пос.дить яблони, разв…зать узлы, заплатить за билет, пок…зать картину.

Упражнение 5. Прочитайте текст, обращайте внимание на произношение слов с выделенными орфограммами. Напишите текст под диктовку.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Различные языки звучат в многоголосом хоре людей, населяющих нашу Землю. Если сравнить языки народов, объединенных своим историческим прошлым, можно легко выделить родственные языки.

Родственные языки образуют языковые семьи. Русский язык, как и другие славянские, германские, романские языки, относится к индоевропейской семье языков. Он развивался на основе более древнего, восточнославянского языка и сложился примерно к XIV столетию.

В развитии и обогащении русского языка большое значение имело пополнение его за счет заимствования слов из других европейских языков. В эпоху становления русского языка положительное влияние на него оказал высокоразвитый старославянский язык.

Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы.

Соблюдать ч…стоту, ч…стота радиоволн;

нав…вать скуку, нав…вать проволоку;

разр…дить атмосферу, разр…дить посевы;

проживать хлеб, проживать по адресу;

завизировать документ, зав…зать шнурок;

подр…жать старшим, др…жать от холода;

спл…тить единомышленников, заплатить долг;

ув…дать друга, ув…дать от жары;

скр…пить подписью, скр…петь на морозе;

сл…пить глаза, сл…паться в комок;

прекр…щать работу, укр…щать животных;

св…ла гнёздышко, св…ла по лестнице;

сп…шите к поезду, сп…шите задание у товарища;

зал…зать рану, зал…зать в огород;

отв…рить окно, отв…рить в воде;

пот…рал руки, пот…рял перчатки;

посв…тил фонарём, посв…тил стихи;

деревенский ст…рожил, ст…рожил сад;

вып…рите в бане, вып…рите шов;

ч…стота в квартире, ч…стота употребления в языке;

разр…дить густые всходы, разр…дить ружьё;

упл…тил по предъявленному счету, упл…тнил свое рабочее время;

ст…сненный в средствах, т…сненный золотом переплёт;

прим…рял врагов, прим…рял костюм;

вып…лоть сорняки, вып…лить из пушки;

нак…лите дров, нак…лите железо;

скр…пить лист булавкой, скр…петь дверью;

б…чевать баржу, б…чевать пороки;

прист…жная в русской тройке, прист…жной воротник к пальто;

б…резовое полено, б…рюзовое море;

пр…дут в гости, пр…дут шерсть;

в…лять шерсть, позволять шалость;

ст…чить зазубрину на ноже, ст…чать сапоги.

! Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое одно-коренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы этот звук оказался под ударением: удивительный дивный; тяжёлый — тяжесть.

Примечание. Гласные о — а в безударных корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами глагола несовершенного вида на -ывать (-ивать): выпросить (просит) — выпрашивать.

Упражнение 7.

Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень.

Единый,

Свет,

Князь,

Мягкий,

Вялый,

Наряд,

Упражнение 8.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень. Рядом запишите проверочные слова.

Поглщать —

Проевщение —

Тжёлый —

Обрмление —

Смрение —

Чсовщик —

Покяние —

Строжил —

Обл гчение —

Очрованный —

Сплчённый — _

Ч стокол —

Упражнение 9.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень.I. Как ни разв..вайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. (Н. Гоголь.) 2. Св..ркающая белизна лица её ещё осл..пительнее бросилась в глаза, когда лёгкая тень ос…нила при наклоне головы оч.. ровательный лоб её. (Н. Гоголь.) 3. С наел..ждением, полной грудью, она [Анна] вдыхала в себя снежный, м..розный воздух и, стоя подле вагона, оглядывала платформу и осв.. щённую станцию. {Л. Толстой.) 4. На миг на меня пов..яло оч..рованием чего-то родного, очень зн..комого… (А. Чехов.) 5. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где др..жал яркий з..л..той свет и перел..вал радугой в с..тях паука.(А. Чехов.)

6. Солнце св..тило так гор..чо, что я уже пожлел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стёганку. (М. Шолохов.) 7. Там, где было особенно трудно л..шадям, мы сл..зали с брички, шли п—шком. (М. Шолохов.) 8. Они бросились за ним, оч..рованные.(М.Горький.) 9.Луна осв..щала её сухие, потрескавшиеся губы, за..стрённый подб..родок с с..дыми в..л..сами на нём и

сморщенный нос, загнутый, словно клюв с..вы. (М. Горький.) 10. И все ост..новились, не ж..лая

обл.. участь того, кто делал им зло, не ж..лая убивать его. (М. Горький.)

Упражнение 10.

Составьте словосочетания с каждым из слов в парах, чтобы прояснить их значение.

Зализать — залезать, навевать — навивать, нащепать — нащипать, освещение — освящение, поласкать — полоскать, развивается — развевается, седеть — сидеть, примирять — примерять, умолять — умалять.

Упражнение 11. Вставьте пропущенные буквы.

Разр..дить ружьё, зам..рять расстояние, посв..тить матери, скр..пя сердце, зап..вать песню, удариться оз..мь, ч..стота в комнате, прор..дить морковь, сл..зать со стула, св..ла гнездо, прим..рить врагов, ув..дать от жары, пос..деть от горя,

ум..лять значение, сп..шите задачу, нак..лить докрасна, прож..вать хлеб.

Упражнение 12. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Запишите в скобках проверочное слово, а рядом — парные глаголы несовершенного вида. Образец: выбросить (бросит) выбрасывать.

Выспр..сить__

Спр..сить

Оп..здать

Зат..пить

Прогл..тить

Зат..птать

Раздв..ить

Упражнение 13. Из букв, входящих в слово очаровательный, составьте существительные. Обозначьте морфемы.

Упражнение 14. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень.

Завить, наврить, обдлить, навртеть, блеть, др_хлеть, р_птание, уд_вление, осл_пить, _довитый, тр_петать, выпр_мить, уц_нить, пох_л_дание, ут_пический, загл_дение,

д_лёкий.

Непроверяемые безударные гласные

В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной.

Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.

К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие: балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, интеллигенция, периферия, пластилин, привилегия, стипендия, эликсир, эстакада и др.

Как видно из примеров, многие слова с непроверяемыми безударными гласными заимствованы из европейских языков. Написание гласных в таких словах основано на традиции.

Упражнение 15. Перепишите, вставляя и подчеркивая пропущенные буквы. Проверьте орфограммы по словарю.

•Деревянная кр…вать, большая к…рзина, железная л…пата, новая ск…мья, чайная п…суда, хрустальная сахарница, глубокая т…релка, чистый ст…кан, фарфоровое блюдо, острый т…пор, точный т…рмометр, свежая к…пуста, жареный к…ртофель, молодая м…рковь, соленые …гурцы, зеленый г…рошек, вкусные п…мидоры, сладкая м…лина, антоновские ябл…ки, черная см…родина, белая б…рёза, опытный агр…ном.

II.Вставьте пропущенные буквы, проверяя написание слов по словарю.В тех случаях, когда написание пропущенной безударной гласной можно проверить родственным словом, запишите его.

Образец: Абажур; агитационный — агитка, агитатор.

Аб…р…ген, абс..лютный, ав…нгард, ав…нтюра, авиационный, агр…гат, агрессивный, адаптация, адв…кат, академический, акв…рель, аккомпанемент, акк…рдеон, акр…бат, алл…г…рический, альп…нист, альт…рн…тива, апл…дировать, б…дон, б…зн…смен, в…нт…лятор, в…стибюль, д…зертир, д…стилляция, иде…логия, к…нфорка, к…рни-шон, камф…ра, комп…стировать, об…яние, п…л…садник, эл…ксир, электр…фицировать, экспл…атация, эст…када. 2. Б…чёвка, б…дяга, к…лач, к…чан, ижд…вение, нав…ждение, п…скарь, сн…гирь, щ…вель.

Упражнение 16. Вставьте пропущенные буквы, проверяя написание слов по словарю.

1.Мы любовались закатом: …громное б…гровое солнце садилось в л…ловые тучи, которые клубились на горизонте. 2. Мы остановились в лесу, где рос п…поротник, но к…мары и м…скиты не давали нам п…коя, и пришлось разв…сти к…стёр. З.В п…лисаднике росли г…оргины, с.рень, ж-.смин, к…лина красная. 4. Русскую г…рмонь не спутаешь с акк…рд…оном, да и б…ян тоже имеет свою особую м…лодию. 5. Под акк…мп…н…мент г…тары Алеша пел свои песни, и мы награждали его апл…д…смента-ми. 6. В…селая к…мпания не ум…лкала до утра. 7. Каких птиц видит городской житель? Только в…р…бей да в…рона встречаются ему в парках и садах. 8. Украшением старинной усадьбы был дом с к…лоннами, верандой и б…лконом, увитым диким в…ноградом.

Упражнение 17. Прочитайте слова, запомните их написание. Придумайте с некоторыми из них словосочетания и предложения.

Авангард, автомобиль, аналогия, базар, багаж, бензин, балкон, ботинки, бригадир, вагон, винегрет, витрина, вокзал, газон, галерея, гараж, дезинфекция, диалог, дифирамб, диван, жетон, жилет, заяц, интеллигенция, кабан, календарь, каникулы, картина, карандаш, катастрофа, квартал, комбайн, корова, комар, криминал, ладонь, ландшафт, магазин, макароны, манифест, метель, номер, нотариус, пальто, пассажир, поликлиника, портфель, привилегия, реклама, религия, сапоги, секрет, секретарь, серьезный, сигнал, собака, телеграмма, телефон, университет, ураган, фамилия, цемент, церемония, чемодан, шофер, экзамен, эстакада, эстафета.

! Написание непроверяемых безударных гласных определяется по орфографическому словарю.

Упражнение 18. Подберите к данным словам однокоренные. Обозначьте корень.

Гармония

Дирижёр

Кавалерия

Коварный

Контраст

Ориентир

Панорама

Привилегия

Сентиментальный

Фармацевт

Хрестоматия

Упражнение 19. Вставьте пропущенные буквы. Проверьте себя по словарю.

Акк..мп..немент, апл..дировать, ап..ф..оз, ар..мат, барх..тный, б..чёвка, в..р..ница, в..негрет, в..т..еватый, г..рцевать,д..легация, д..л..катес, д..летант, ж..кет, ижд..венец, к..йма, к..н..нада, к..нт..нгент, л..леять, м..зонин, м..ц..нат, нав..ждение, н..стальгия,

об..яние, п..л..садник, п..скарь, пьед..стал, р..веранс, сн..гирь, тр..туар,

ф..л.. гранный, х..м..леон, щ..п..тильный.

Упражнение 20. Из букв, входящих в слово винегрет, составьте существительные. Обозначьте морфемы.

Чередование гласных в корне

Чередование а— о

1.В корнях гар — гор- под ударением пишется а, без ударения — о (загар загорелый).

2.В корнях зар-зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — а (зарево, зарница, озарять зорька). Например: От лесного пожара полнеба охватило зарево.

3. В корнях кас-кос(н)- пишется о, если за ним следует согласный н, в остальных случаях пишется а (коснуться касаться). Например: Лектор лишь коснулся этой проблемы, но решить ее не смог.

4.В корнях клан-клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — о (склониться кланяться, поклон наклониться). Например: Женщина склонила голову и печально вздохнула; Молодые люди в знак приветствия поднимали руку, старики кланялись.

5.В корнях лаг-лож- перед г пишется а, перед ж пишется о (предлагать предложить).

6.Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать кисть в краску); корень мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость» (туфли промокли, вымокнуть под дождем, непромокаемый плащ).

7.В корне плав- гласная а может быть только безударной (плавать, плавучесть); исключение: корень плов- пишется в словах пловец, пловчиха.

8. Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, поравняться), корень ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять, ровесник). Например: Я и мои ровесники — поколение 50-х годов не помнят войны.

Исключение: равнина.

9.В корнях рас- рос- пишется а перед сочетанием ст и буквой щ, в остальных случаях пишется о. Например: Возле старых берез поднялась мелкая поросль молодых деревьев.

Исключения: отрасль (хотя нет ст), Ростов, росток, Ростислав (хотя есть ст).

10.В корнях скак- скоч- перед к пишется а, перед ч пишется о(скакать – подскочить).

Например: Когда Петру сообщили радостное известие, он даже подскочил от неожиданности.

11.В корнях твар- твор- под ударение пишется а, без ударения — оо (тварь — творчество, творить). Например: Что же вы делаете? Вы сами не знаете, что творите! Исключение: утварь.Примечание. При образовании видовых пар некоторых глаголов происходит чередование в корне звуков о — а: опоздать (глагол совершенного вида) — опаздывать (глагол несовершенного вида) уколоть – укалывать, усвоить – усваивать.

Иногда в современном русском языке параллельно используются варианты: обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать, уполномочивать – уполномачивать.Написание таких глаголов затруднений не вызывает, так как гласный звук находится под ударением.

Следует иметь в виду, что формы с о присущи книжному стилю речи, формы с а – разговорному, для некоторых пар форма на о устарела (оспоривать – устар., оспаривать – общеупотребительное. Ср.: …И не оспоривай глупца. — Пушкин).

Упражнение 21. Запомните правописание корней с чередующимися гласными, перепишите таблицу.

ПИШИТЕ В КОРНЕ О

I

ПИШИТЕ В КОРНЕ А

I

загар

гореть

загар

II

зори

зорька

III

коснуться

прикоснуться

соприкосновение

IV

наклониться поклон

склонять наклонение

V

положить, положение предложить, предложение расположить, расположение предположить, предположение

VI

мокнуть (под дождем) вымокнуть промокнуть

промокательная (бумага) непромокаемый (плащ)

VII

Пловец

пловчиха

VIII ровный, ровесник заровнять сровнять (с землей) подровнять (цветник)

VII

Пловец

пловчиха

II

заря, зарянка (птица) зарница

зарево

озарять

III

касаться

прикасаться

касательная

касание

IV кланяться раскланиваться

V

полагать

располагать

предлагать,

прилагать прилагательное предполагать

VI

макать

обмакнуть

VII

плавать

плавучесть

VIII равный, равноправный сравнить

поравняться, уравнение равнение (в рядах) Равняйсь! (команда в строю)

VII

Плавать

плавучесть

VIII

ровный,

ровесник заровнять сровнять (с землей) подровнять (цветник)

IX

вырос, выросший, заросль поросль, пророс росток, Ростов, Ростислав

X

вскочить, подскочить заскочить, выскочка

XI

творчество, творить

VIII

равный,

равноправный

сравнить

поравняться,

уравнение равнение (в рядах)

Равняйсь! (команда в строю)

IX

вырастал, зарастал, расти растущий

растительность, выращивать

срастаться, приращение взращенный наращивание, отрасль

X

скакать,

поскакать

скакун,

скачок

XI

тварь,

утварь

Упражнение 22. В выделенных словах объясните правописание гласных в корне.

1. Мы загорали все лето в Крыму. 2. Блондинкам не идет загар. 3. Вы наблюдали зарю в средней полосе России? Как прекрасно это яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца! 4. Зарница — это отблеск молнии дальней грозы, освещающий на мгновение небосклон. 5. От пожара ночью на небе бывает зарево. 6. В знак согласия мой спутник наклонил голову. 7. Иванов передал вам привет и велел кланяться всем знакомым. 8. Я полагаюсь на вас во всем. 9. Ваше предложение следует серьезно обдумать. 10. Красивая внешность юноши располагала к нему людей. 11. Мы прилагали все усилия, чтобы спасти больного. 12. Где вы смогли так вымокнуть, ведь дождь давно прошел? 13. Обмакните кисть в краску и напишите номер дома на стене. 14. Вследствие удара судно потеряло плавучесть, то есть способность держаться на воде. 15. Первое место в соревнованиях завоевали пловец из Швеции и пловчиха из США. 16. Сравните игру артистов в этих двух театрах. 17. Сквозь асфальт пророс зеленый росток дерева. 18. В лесу мы зашли в такие заросли, что могли легко заблудиться. 19. После перелома кость будет срастаться медленно, так что больному придется лежать в постели.

20. Некоторые отрасли легкой промышленности требуют реконструкции.

Упражнение 23. Объясните различия в правописании и значении каждой пары слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Сложение — слагаемое, приложение — прилагательное, растение — росток, водоросль — отрасль, возраст — рост, уровень — уравнение, коснуться — касаться, прикосновение — касание, зарница — зори, творец — тварь, кланяться — склониться.

Упражнение 24. Перепишите слова, подчеркните чередующиеся гласные а — о.

Прикоснуться — прикасаться, прикосновение — касательная, предложить — предлагать, расположиться — располагаться, поклониться — кланяться, наклониться — поклон — раскланяться, творение — творчество — тварь, загорелый — загар, угорелый — угар, разгораться — гореть — гарь, пловец — плавать, пловчиха — плавучесть — поплавок, зорька — заря — зарница, зоренька — озарять — озаренный — озарение, растить — росли, вырастить — выросли — выросший, приращивать — прорастать — зарастать, поросль — заросль, ровный — равный, уровень — уравнение, сравнять — сравнить, уровнять — выровнять — поравняться, ровесник, выравненный — выровненный, промокать — макать, обмакнуть — промокнуть — промокательный — вымокнуть, вскочить — скакать, подскакать — выскочить.

Чередование е— и

1.В корнях бербир-, дердир-, мер- мир-, перпир-, тер- тир- пишется и, если дальше следует суффикс -а- (собирать, задирать, замирать, запирать, стирать), в иных случаях пишется е (беру, деру, умереть, запереть, стереть).

2.В корнях блестблист-, жегжиг-, стелстил-, чет- чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а- (блистать, сжигать, расстилать, читать), в иных случаях пишется е (блестеть, постелить, вычесть).

Исключения: сочетать, сочетание.

Упражнение 25. Запомните корни с чередующимися гласными е — и.

Придумайте словосочетания или предложения с некоторыми из этих слов.

Слова

Корни

бер — бир

пер — пир

тер — тир

дер — дир

мер — мир

блест — блист

стел — стил

жег — жиг

соберу — собираю

запереть — запирать

стереть — стирать

раздеру — раздирать

замереть — замирать

блестеть — блистать

стелить — постилать

сжечь — сжигать

Чередование а(я) им, а(я) ин

В корнях с указанным чередованием пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а- (пожать пожимать, понять понимать, начать начинать, примять приминать). Поэтому: напоминать, внимательный и др. В производных формах сохраняется им, если даже не следует суффикс -а-, например: подниму, сниму, подними, сними.

Упражнение 26. Перепишите слова, подчеркните чередующиеся гласные и сочетания звуков а(я) им, а(я) ин.

Внять — внимать — внимание, поднять — поднимать — подъём, нажать — нажимать, занять — занимать, начать — начинать — начинание, перемять — переминать, снять — снимать — съёмка.

Упражнение 27. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните корни.

1. З…рница начинала ярко бл…стеть на востоке (Л. Т). 2.Уж на р…внине по холмам грохочут пушки (П.). 3.Бурка не пром…кает и влажна только сверху (П.). 4.Татьяна молча оп…рлась, головкой томною скл…нясь (П.). 5. Пред домом расст…лался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы (П.). 6. В сие время заяц выск…чил из леса и побежал полем (П.). 7. Взошла

з…ря, бл…стает бледный день (П.). 8. Я давно не читывал и худо р…збираю, а тут уже разб…ру, как дело до петли доходит (П.). 9. Иные парус напр…гали, другие дружно уп…рали вглубь мощны веслы (П.). 10. Я каждый раз, когда хочу сундук мой отп…реть, впадаю в жар и трепет (П.). 11. Дни лета кл…нились к осени (П.). 12. Меняю милый, тихий свет на шум блистательных сует (П.).

13.Сквозь волнистые туманы проб…рается луна (П.). 14.Повторю вкратце о деле, которое меня зад…вает за живое (П.). 15. Окна зап…рались одною задвижкою (П.). 16. Незаметно выр…внялась Дуняшка в статную и по-своему красивую девку (Шол.). 17. Роты без взаимного сговора подтянулись, выр…внялись в рядах (Пере.). 18. Старик взмостился на облучок, тронул вожжами и начал подниматься в гору (Григ.). 19. Прид…рутся к тому, к сему, а чаще ни к чему (Гр.). 20. Ну, Дмитрий Павлович, излагайте дело… (Т.). 21. Снег лежал еще кое- где на этом выравненном поле аэродрома (Лид.). 22. Старательно м…кая и отряхивая перо, она написала свое имя (Л. Т.). 23. Нигде не заж…гали огня, не садились ужинать (А.Н.Т.).

Упражнение 28. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. В школе он был «выск…чкой», лез всюду, где его не спрашивали (Мальц.). 2. З…рничные отблески доменных печей поразили меня (Сок.-Мик.). 3. Бык падает, подм…ная кусты ивняка (Абр.). 4. Озеро, замкнутое поясом непроходимых зар…слей, поблескивало внизу (Паустп.). 5. На окне у Базуковых задумчиво свистела з…рянка — любимая птица Матвея (М. Г.). 6. Мать несколько раз отн…мала руку, но пухлая ручонка опять бралась за пуговицу (Л. Т.). 7. С запада слышался нарастающий гул самолетов. 8. Он стоял, уп…рев кулаки в бедра (Сок.-Мик.). 9. Надо подготовить хорошую зажигательную беседу о воде, о лесах (Кож.). 10. Все поднялись рано, с з…рей. В горах з…ри холодные (Баб.). 11. Он обм…кнул перо в чернильницу (Фед.). 12. Ты только взял чужую мысль, но изуродовал ее и хочешь прилагать к неприл.-.жимому (Л. Т.). 13. Егор женился и выр…стил троих сыновей.

! Чередующиеся гласные зависят:

I. От места ударения: -гар-//-гор- , -зар\\зор-, клан\\клон, твар\\твор, плав\\плов

II. От с у ф ф и к с а:

1)-бир-//-бер-, -дир-//-дер; -мир-//-мер-, -пир-//-пер-, -тир-//-тер-,блист-//блест-,-жиг-//-жег-, -стил-//-стел-, -чит\\-чет-

2)-им-//-а-(-я-), -ин-//-а-{-я-)

|||. От к а ч е с т в а с о г л а с н о й (согласных), перед которой находится корневая гласная, зависит правописание корней:

-кас-//-кос(н)- — перед согласной и пишется о, в остальных случаях пишется буква а: касаться коснуться;

-лаг-//-лож- — перед согласной г пишется буква а, перед ж — буква о. полагать положить. Исключение: полог;

-раст-//-ращ-//-рос- — в безударном положении перед ст и щ пишется буква а, в остальных случаях- буква о: растение, сращение росли. Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав;

-СКОК-//-СКОЧ- — в безударном положении перед к пишется буква а, перед ч — буква о: прискакать — заскочить. Исключения: скачок, скачу.

IV. От значения:

-мак-//-мок-(-моч-)- в словах со значением «погружать в жидкость» пишется корень -мак-, в словах со значением «пропускать жидкость»

пишется корень -мок-(-моч-): макать хлеб в сметану вымокнуть под дождём, вымоченная рыба;

2) -равн-//-ровн- — в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» пишется корень -равн-, в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» пишется корень -ровн: поравняться с грузовиком выровнять грядки. Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень.

Упражнение 29. Распределите слова по рубрикам таблицы. Обозначьте корень.

Горняцкий, потирать, смирение, пригорелый, косой, помирал, гористая, замер, коснулся, сочетание, косогор, стирать (бельё), горевать, запирать, накосить, пировал, примирять (врагов), косички, прочитать, угорел, касаться, прикосновение, умирать, загореть.

Упражнение 30. Образуйте слова с данными корнями. Составьте с ними словосочетания.

равн-:

-ровн-:

-мак-:

-мок-:

Упражнение 31. Подберите к данным словам однокоренные. Подчеркните чередующиеся гласные.

Зори —

Угар —

Наклон —

Творчество —

Упражнение 32. Вставьте подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне. Обозначьте корни.

ботинки, сжатое,

цветы,перо в чернильницу,

линия,треугольник,

дорожки, усилия,

утренняя, Западно-Сибирская,

квадратное,материалы.

Слова для справок: непром..каемые, г..рючие, к..сательная, прил..гать, изл..жение, ур..внение, подр..внять, м..кать, з..ря, возл..гать, р..внина, р..внобедренный.

Упражнение 33. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень.

1. У Ани ещё бл..стели на глазах слёзы, но она уже не помнила ни о матери, ни о деньгах, ни о своей свадьбе, а пож..мала руки знакомым гимназистам и офицерам… (А. Чехов.) 2. Отроду не встречал счастливца столь бл..стательного. (А. Пушкин.) 3. 3..ря с..яла на в..стоке, и з..л..тые р..ды обл..ков, к..залось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя… (А. Пушкин.) 4. В окнах м..зонина, в котором жила Мисюсь, бл..снул яркий

свет, потом покойный зелёный — это лампу накрыли аб..журом. (А. Чехов.)

5. Он пол..жил на к..лени большие тёмные руки, сгорбился. (Л/. Шолохов.) 6. Над с..дой р..вниной моря ветер тучи соб..рает. (М. Горький.) 7. Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут с..яло солнце, вздыхала степь, бл.. стела трава в бр..льянтах дождя и зол..том св..ркала река… (М. Горький.)8. Рагим л..жит грудью на песке, г..л..вой к морю, и вдумчиво смотрит в мутную даль, оп..ршись локтями и пол..жив гол..ву на ладони. (М. Горький.) 9. И всё как бы ост..новилось в своём росте, ум..рало; шум г..л..сов гас, уд..ляясь, перер..ждался в п..чальные вздохи. (М. Горький.) 10. Кажется, что небо всё ниже накл..няется над морем, ж..лая понять то, о чём шепчут неугомонные волны, сонно всп..лзая на берег. (М. Горький.)

Упражнение 34. Распределите слова по рубрикам таблицы. Подчеркните слова-исключения.

Заг..релый, склониться, полагать, м..кать (хлеб), забл..стел, к..сательная, зам..реть, пл..вцы, оз..рять, пром..кашка, сочетание, растительность, р..внина, сложение, нат..рать, оз..рение, сращение, сравнять, сг..реть, расст.лать, прикосновение, з..ревать, подр.хти, уд..рать, ул..жение, р..внение (направо), р..сток, творение, возл..гать, непромокаемый, пор„сль, утв..рь, накл..нение, ск..кать, нал..гать, г..рение, отр..сль, выр..сти, ск.куны, к..саться, вск..чить, водор..сли, уб..ру, обм..кнуть (перо), бл..снул, ск..чок, спл..вной (лес), зап..рать (на засов), пол..г, заж..гать, подр..внять (лист бумаги), р..стовщик.

Правописание корня зависит

от наличия/отсутствия суффикса -а-

от качества согласной в корне

от ударения

от значения корня

Упражнение 35. (для самопроверки). Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Обозначьте корень.

Ув..дающие р..стения, расст..лающаяся р..внина, скр..пя сердце, разв..вающиеся знамёна, заг..релые пл..вцы, подр..внять д..рожку, к..пна сена, ч..столюбивый юноша, оч..ровательный голос, оп..здать на поезд, прикл..нить ветку, к..сательная линия, вым..кнуть под дождём, обм..кнуть в чернила, подск..чить от неожиданности, оп..раться на палку, проб..раться сквозь зар..сли, ум.. лять заслуги, образцовая ч..стота, сп..шите на в..кзал, посв..тить свечой, м..лодая пор..сль, выб..ру к..стюм, с..поги пром..кают, р..вномерное б..ение сердца, ср..внять с землёй, обм..кнуть в сметану, нал..жить штраф, нав..вать локоны, разв..вающееся предприятие, разл..вается з..ря, местный ст..рожил, выт..чка на кофточке.

♦ Подчеркните чередующиеся гласные в корне.

Задание 36. (для повторения). Вставьте пропущенные буквы

Соед..нение, оч..рование, проев..щение, д..деко, ум..лять (значение),

с..нт..ментализм, в..олонч..лист, в..н..грет, оп..здать, прор..дить (всходы), к..лач,

д..лина, упр..стить, стр..хнуть, акв..рель, г..рмония, пол..екать (бельё), оп..лчение, зап..вать (песню), эл..ксир, в..р..ница, см..тать, нак..лить (железо), нар..жаться, в..сеть, обн..жать, землетр..сение, скр..пя (сердце), м..теж, задр..жать.

ТЕСТ ————

I. К какой группе относятся орфограммы?

•Кн..жна, ув..дают (листья), т..жёлый, см..гчить, посв..щение.

•Нав..ждение, г..рмония, об..яние, к..блук, к..йма.

[А| I Единообразное написание морфем (корней).

[Б| I Традиционные написания.

II. К какой группе орфограмм относятся написания гласных в корнях слов?

•Поклониться, з..ря, уг..релый, тв..рец, заг..релый.

•Очарование, обнажённый, погл..щать, ст..рожил (деревни), сожаление.

3.Сочетание, р.хток, утв..рь, ск..чок, з..ревать.|а) I Безударные гласные, проверяемые ударением.б) I Чередующиеся гласные.в) I Традиционные написания.

III. От чего зависит написание пропущенных гласных в корнях слов?

•З..рница, сг..рание, тв..рение, скл..нение.

•Бл..стать, соб..рать, заж..гание, выч.хть, обн..мать, ум..реть.

•Р..внение (направо), обм..кнуть (кисть в краску), непром..кае-мый (плащ), подр..внять (дорожку), уравнение.

•Растительность, положение, выр..с, ск..куны, ср..щение.

•Возражать, п..норама, к..рифей, привилегия, б..рдюр.

А| От суффикса -а-, который следует за корнем.

|Б | | От значения слова.

|В| [ От места ударения.

| Г | | От качества согласной, перед которой находится корневая гласная.

Д I От традиции.

IV. Какой корень у слов в парах: один и тот же или разные?

Нав..вать (кудри) — нав..вать (сон), пол..скать (кошку) пол..екать (бельё), ст..рожил (села) — ст..рожил (село).

1) Один корень. |2) Разные корни.

Использованная литература:

1.Розенталь Д. Э. Сборник упражнений по русскому языку / М.: ООО «Издательскийдом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004.

2.Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник.

М.: Издатель Булатникова И.C., ООО «Большая Медведица», 2002.

3.В.В.Бабайцева, О.А.Сальникова. Русский язык. Тренинг по орфографии. : М., Дрофа, 2008