Ассирия. 5 класс

Тема урока: Ассирия. 5 класс

учитель истории Искакова Г.Р. НОУ СОШ № 23 «Менеджер» г. Альметьевск, РТ

Тип урока —  урок открытия нового знания

Деятельностная цель:

— актуализировать знания пройденного материала;

-использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического расположения — описывать условия жизни людей в Ассирии

— объяснять смысл новых терминов и понятий;

— осуществлять поиск необходимой информации в источнике;

— выполнять задания на соотнесение;

— выделять особенности, характерные для Ассирии — сравнивать новую информацию с ранее изученной;

— применять полученные на уроке знания для создания нового продукта – рекламной статьи.

— обобщать материал, подводить итоги;

— оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;

Образовательная цель:

— получить целостное представление об историческом развитии Ассирии

— определять на карте местоположения Ассирии природных и климатических условий, сравнивать данные  с ранее изученными государствами;

— познакомиться с бытом, религиозными воззрениями, открытиями и изобретениями ассирийцев

— выделять особенности и характерные черты Ассирии

Ход урока.

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Уважаемые ребята! К нам обратилось с просьбой туристическое бюро г. Альметьевска. Им необходимо срочно продать путевки в далекую страну, которая в 8-7 веках до н.э. была сильным могучим в мире, просуществовало лишь 150 лет. Эта страна сделала величайшее открытие, которым до сих пор пользуется все человечество.

Турбюро просит вас учащихся 5 класса быть гидами в эту удивительную страну.

-Поможем им?

-Да и сами многое узнаем.

-А вы сможете справиться с этим заданием?

(Конечно, ведь это изучают в 5 классе)

2. актуализация и фиксирование индивидуального задания в пробном учебном действии.

— С чего мы начинаем каждый урок?

—С повторения.

-Что мы изучали на прошлом уроке. Повторим, что такое государство

Учащиеся дают определение государство, называют его характерные признаки.

Задание: соотнести сведения характерные для Вавилонского царства и Асссирии (поставить + в колонку той страны для которой сведения будут правильными).

Сведения

Вавилонское царство

Ассирия

1. Законы царя Хаммурапи

+

 

2. В 10 до н.э. в Малой Азии научились делать изделия из железа

 

+

3. Железные наконечники

 

+

4.Первая библиотека

 

+

5. Бог Солнца и Правды Шамаш

+

 

6. «Логовище львов» — Ниневия

 

+

7. 282 статьи законов

+

 

8. Захват столицы в 612 году до н. э.

 

+

9. Богачи -ростовщики

+

 

11.Основатель древней библиотеки

 

+

12.Текст законов высечен на черном базальтовом столбе

+

 

3. Выявление места и причины затруднения.

1. Вы справились с заданием? (Частично)

2. С какой частью работы вы легко справились? (С той, что касается древнего Вавилона)

3. Где возникли затруднения? (В определении сведений для Ассирии: ученики предполагают,

что все, что не относится к Вавилону, относится к Ассирии, но полной уверенности нет)

4.Что необходимо для выполнения задания?

(Во-первых, знания по темам Ассирия и Вавилон, во-вторых, понимание и

умение выполнять задания на соотнесение)

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). 

Цель – получить новые знания об Ассирии, выделить и запомнить факты, понятия,

термины и даты, относящиеся именно к этой теме.

-Какую тему мы сегодня будем изучать?

-Ассирия

-Давайте запишем в тетрадь тему и попробуем сформулировать, что именно мы будем изучать?

— Чтобы найти необходимую информацию, надо воспользоваться учебником.

-Как вы думаете, если мы сейчас в учебнике найдем конкретную информацию, чтобы справиться

с заданием на соотнесение, т.е. найдем только те факты, которые есть в таблице, мы можем считать, что

в дальнейшем трудностей больше не возникнет?

(Нет, потому что если нет системы знаний, а есть только отрывочные факты, справиться с заданиями

такого типа будет невозможно)

-Давайте продумаем, какую информацию мы точно должны изучить,

чтобы успешно выполнять задания такого типа?

-Составляем план: Фиксирует план действий на доске:

Надо узнать:

1.   Местоположение Ассирии..

2. Хозяйственная деятельность ассирийцев и их достижения

3.  Кто стоял во главе государства. Что можно рассказать о нем?

4.  Завоевания Ассирии. Отношения к покорённым народам.

5. Причины гибели мировой державы.

5. Реализация построенного проекта.

-Каким образом мы будем выполнять наш план?

Варианты:

— учителю объяснить всю тему, по ходу объяснения делать записи в тетрадь.

— выполнить всю работу самостоятельно, в случае затруднения попросить помощи у учителя.

— разделиться на такое количество групп, сколько пунктов в плане, потом в ходе рассказа

каждой группы сделать краткие записи в тетради. 

(Учитель направляет ребят к выбору самого оптимального 3 варианта)

Учитель раздает задания детям по группам

(тексты по истории Ассирии из учебника Ф.Д. Михайловского)

Карточка № 1

Прочитайте текст

Найдите ключевые слова,

которые помогут вам справиться с заданием.

Определите местоположение Ассирийской державы (по карте). Хозяйственная деятельность ассирийцев.

Карточка № 2

Прочитайте текст

Найдите ключевые слова,

которые помогут вам справиться с заданием

Опишите, как изготовляли железо

Карточка № 3

Прочитайте текст

Найдите ключевые слова,

которые помогут вам справиться с заданием

Чем была вооружена армия Ассирии?

Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся?

Какие новые технические средства они использовали во время боя?

Карточка № 4

Прочитайте текст

Найдите ключевые слова,

которые помогут вам справиться с заданием

Назовите столицу Ассирии.

Чем славилась столица?

Карточка № 5

Прочитайте текст

Найдите ключевые слова,

которые помогут вам справиться с заданием

Назовите самого известного правителя Ассирии.

Чем он знаменит?

Карточка № 6

Прочитайте текст

Найдите ключевые слова,

которые помогут вам справиться с заданием

Какие страны были завоеваны ассирийскими царями?

Покажите на карте стрелочками направления военных походов ассирийской армии(смотрите атлас)

Карточка № 7

Прочитайте текст

Найдите ключевые слова,

которые помогут вам справиться с заданием

Расскажите, как погибла Ассирия.

Когда это произошло?

Кто ее захватил?

Учащиеся рассказывают свое задание. По ходу рассказа учитель может задать вопросы:

Карточка № 1. – Выделите из этих отраслей ту, благодаря которой ассирийцы разбогатели.

Подчёркиваем в списке слово торговля.

Карточка № 2. Как вы думаете, какие достижения и уроки оставила нам в наследство Ассирийская

держава?

В каких целях ассирийцы использовали железо?

– Как вы думаете, почему ассирийцы именно так решили его использовать? К чему это привело?

– Как вы думаете, переход к железному веку – это благо или зло для человечества?

Карточка № 3.

-Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся?

-Какие новые технические средства они использовали во время боя?

Карточка № 4.

— Какие самые знаменитые памятники Ниневии?

Карточка № 5.

-Какие качества правителя Ассирии вы считаете положительные, а какие отрицательные?

Карточка № 6

— Как обращались ассирийцы с покоренными народами?

Карточка № 7.

-Как вы думаете, почему такая сильная держава распадется?

-Как бы вы поступили на месте Ашшурбанапала?

-Могли ли знания и прекрасные дворцы оправдать жестокость ассирийцев?

-Как вы считаете, справедливо ли поступили покоренные народы, уничтожив Ассирию?

-Составьте список причин гибели Ассирии.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

В ходе выступления групп учитель на доске записывает все термины, понятия, даты на доске,

а каждый ученик делает краткие записи в тетради и попутно сравнивает полученную информацию

с таблицей (на парте у каждого). Ученик в таблице фиксирует карандашом, какие знания он

приобретает, в каких моментах он знает недостаточно для положительного ответа. 

Умения и знания

ДА

НЕТ

Могу показать на карте расположение древней Ассирии

 

 

Могу рассказать о природе и занятиях Ассирии

 

 

Знаю, где найти информацию и Могу ответить на вопросы:

Могу ответить, как изготовляли ассирийцы железные изделия

 

 

Знаю, как называется столица Ассирии

Могут сказать, что ассирийцы распространили по всему цивилизованному

миру железные изделия.

Могу рассказать о царе Ашшурбанапалле

Могу рассказать об огромной библиотеке

Могу рассказать о завоеваниях ассирийцев

Знаю, как погибла Ассирия

Могу перечислить изобретения и открытия древних ассирийцев

 

 

Знаю, где найти информацию и Могу выполнить задание:

— сравнить природу и климат Вавилона, Междуречья и Ассирии

 

 

— сравнить религиозные воззрения древних египтян, жителей Междуречья

 

 

Знаю, какие нужно выучить термины, даты, понятия;

 

 

Физкультпауза: хлопок если изучили эту тему сегодня, топаем ногами, если термины и

понятия из предыдущих уроков.

Железо – хлопок

Пирамида Хеопса — топот

Фараон – топот

Ашшурбанапал — древнейшая библиотека — хлопок

Зиккурат – топот

612 год — хлопок

Ниневия — хлопок

Ассирия — хлопок

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

С помощью учебника восполнить пробелы в тех пунктах таблицы, которые вызвали

затруднение в ходе выступления групп.

Учитель помогает тем, у кого возникли вопросы. В ходе работы над заданиями уточняет

усвоение информации учениками в индивидуальном порядке.

Найди иллюстрации, которые относятся к истории Ассирии

1.

2.

3

4

5

6

Ответы: Ассирия № 1,4,6

Задание: вписать недостающие буквы и слова в предложенные тексты по теме « Ассирия»

1. Столицу Ассирии, город Н — — — — — ю называли «логовищем львов».

2.Ассирийцы впервые в военном деле стали использовать к — — — — — — у.

3.Для разрушения вражеской крепости ассирийцы использовали т — — — н.

4.Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували ……………..

5.Воины были вооружены мечами, топориками из твёрдого металла — ………….

(ответы: 1. Ниневию, 2. Колесницу 3. Таран 4. Кожаный мешок 5. Железа)

. 8. Включение в систему знаний и повторение

  1. Скажите, зачем нам нужны знания  о том, как развивалась Ассирия

  2. Назовите профессии, для которых эти знания необходимы.

  3. Как вы думаете, какие достижения и уроки оставила нам в наследство Ассирийская держава?

4. Как вы думаете, переход к железному веку – это благо или зло для человечества?

   5.  Как,  по вашему мнению, следовало применить железо?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Давайте подведем итог урока:

1.      Как вы считаете, мы достигли цели урока?

Вернемся к целям урока:

2.      Что вам больше всего понравилось на уроке? Что вызвало наибольшие трудности?

Надеюсь, что путешествие будет интересным для туристов, и они многое узнают об этой удивительной

стране – Ассирия.

3. Оценим    свою работу

Чтобы поставить оценку себе, вернись к таблице и поставь галочку в нужный столбец. 

Подумай, при каком результате ты поставишь 5? 4? 3?

 5.   Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой.

Д/З – параграф 14, термины, даты. Устно ответить на вопросы после параграфа 14.