Разработка уроков музыкального искусства для учеников 2 класса

Разработка уроков музыкального искусства для учеников 2 класса

Подготовила: учитель музыкального искусства, специалист высшей квалификационной категории, учитель-методист Кураховской гимназии «Престиж» Иванова В.А.

Тема: «Три типа музыки — песня, танец, марш».

Урок 1

Цель: Познакомить учащихся с «тремя китами» — тремя типами музыки.

Подвести к пониманию роли композитора, исполнителя, слушателя в развитии музыкального искусства.

Продолжать развивать вокально-хоровые навыки, музыкальный слух, память.

Развивать навыки активного восприятия произведения, анализируя и выделяя его особенности.

Воспитывать интерес к различным музыкальным жанрам, любовь к музыке, художественный вкус.

Тип урока: урок введения в тему.

Форма урока: урок с мультимедийным сопровождением.

Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная доска, фортепиано.

План урока:

1.Организационный момент. Попевка «Добрый день!»

2. Беседа по теме «Три кита».

3.«Три кита» Д. Кабалевский.

4. Песня « Мы идем сегодня в класс» Муз. М. Дремлюги, Сл. М. Прыгары.

5.Украинский народный танец «Гопак».

6. Итог урока.

Ход урока:

І. Организационный момент:

1. Вход под марш. «Запорожский марш». Е.Адамцевич.

2.Музыкальное приветствие «Добрый день!»

3.Вступительное слово учителя:

— Музыка зовет Вас в путь!

Пусть станет для Вас привычным

Выполнять все на «отлично»

Учиться – старательно,

Слушать – внимательно,

Смеяться – лучисто,

А петь очень чисто.

Музыка – это искусство звуков. Слово музыка пришло к нам из Древней Греции.

На уроках музыки мы поем песни, играем на музыкальных инструментах, слушаем музыку, рассказываем о ней. Но для этого нужно, чтобы музыку кто-то сочинял.

— А кто создает музыку? (слайд 1)

SHAPE \* MERGEFORMAT

Ученики: Музыку создает народ, а также композиторы.

Учитель: А кого нужно пригласить, чтобы мы эту музыку услышали?

Ученики: Нужно пригласить исполнителя, музыканта (пианиста, баяниста, певца…)

Учитель:

О музыке можно говорить очень много и очень по-разному. Но сегодняшний наш разговор о музыке начнется… с «трех китов»

В давние времена люди не умели объяснить себе многие окружавшие их явления жизни.

Долго люди не могли понять как же устроена сама Земля, на которой они живут. Вот и придумали будто Земля построена в виде большой круглой тарелки, вроде огромного плоского щита, окруженного со всех сторон океаном. А держится она на спинах трех могучих китов (слайд 2).

Вы меня спросите — почему разговор о музыке я начала с легенды про «трех китов»?

Да потому, что в музыке существуют свои «три кита» А существуют они на самом деле, а не как сказка. На этих «трех китах» держится почти вся музыка.

Что же это за «киты»? И почему их три?

Это выражение условное, образное. Это три основные, очень важные области, мы часто их называем основными жанрами музыки. А еще точнее – тремя основными типами музыки.

— Послушайте, я сыграю вам маленький отрывок, вы послушайте и скажите — что это за музыка? (Звучит отрывок из марша)

Какая это была музыка? (Ответы детей)

Учитель: Конечно, это марш. Это – первый наш «кит» (слайд 3)

— Послушайте еще два отрывка (звучит небольшой отрывок из вальса, а потом из польки)

Что прозвучало? (Ответы детей)

Учитель: Правильно, конечно, это танцы. Первым был вальс, а потом была полька.

Танец— это наш второй «кит» (слайд 4)

— Назовите третьего нашего «кита» (исполнение песенной мелодии)

(Ответы детей)

Учитель: Разумеется, песня (слайд 5)

— Но почему мы можем назвать песню, танец, марш «китами» и почему на них держится вся музыка? (Ответы детей)

— Я соглашусь с вами, действительно, что нет на земле человека, не спевшего за всю жизнь хотя бы одну песню, не станцевавшего хотя бы один танец, не участвовавшего хотя бы в одном шествии-марше.

Учитель: Послушайте фрагменты музыкальных произведений и обозначьте:

песенную музыку — движениями рук;

танцевальную музыку — хлопками;

маршевую — маршированием на месте.

В записи звучит « Три кита» Д.Б. Кабалевского. Дети выполняют задание.

Учитель: Подумайте и скажите, где можно услышать разные типы музыки: песню, танец, марш? (Ответы детей).

— Верно, в балете все персонажи танцуют, а в опере – поют, на военном параде – маршируют солдаты (слайд 6)

ІІ. Разучивание песни « Мы идем сегодня в класс» Муз. М.Дремлюги,

Сл. М.Прыгары.

Вступительное слово.

Исполнение песни учителем.

Рузучивание песни:

разучивание мелодии песни по фразам;

работа над звуковедением и дыханием;

работа над артикуляцией и дикцией.

Исполнение песни. Обратить внимание на ее характер, настроение, темп, динамику.

ІІІ. Физкультминутка.

( Исполнение танцевальных движений под музыку украинского народного танца «Гопак»)

Учитель: Какой тип музыки напомнили вам эти движения?

Ученики: Танец.

ІV. Слушание музики. Украинский народный танец «Гопак» (слайд 7)

1.Вступительное слово учителя.

— Гопак — веселый, зажигательный танец в двудольном размере. Его название происходит от слова гупать, то есть прыгать, скакать, и от выкрика «Гоп!», которым обычно заканчивается исполнение танца. Исполнители гопака притопывают ногами, прыгают,

Кружатся – сначала неторопливо, а потом все быстрее и быстрее. Гопак исполняют один или несколько танцоров. Каждый из них придумывает собственные танцевальные движения. Тогда танец превращается в соревнование: кто танцует лучше?

2. Вопросы перед прослушиванием:

— Послушайте музыку гопака. На каких музыкальных инструментах ее исполняют?

— Как изменяется музыка на протяжении звучания танца?

3. Слушание музыки.

4. Анализ прослушанного произведения.

Ученики:

— В начале мелодию танца исполняет баян. Потом громко вступает оркестр.

В начале произведения музыка гопака звучит напевно, неторопливо, сдержанно. Но постепенно та же мелодия начинает звучать все быстрее и быстрее, бодрее и радостнее.

5.Повторное слушание.

ІV. Итог урока.

Обобщение.

— Так какие типы музыки изображены на рисунках? (слайд 8)

— Песня, танец и марш господствовали у нас на протяжении всего урока. Заходили в класс под марш, слушали – танец, пели распевку «Добрый день!» и песню « Мы идем сегодня в класс».

С песнями, танцами и маршами вы будете встречаться в самых разных формах музыки: в опере, в балете, симфонии, хоровой музыке… «Три кита» могут приблизить вас к самой сложной, богато развитой музыке, надежными мостиками, по которым вы сможете пройти в любую область музыкального искусства.

Попевка – прощание.

Выход под марш.

Использованная литература:

Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» — 3-е изд., испр.- М.:Просвещение, 1989.-191с., 8 л.ил.

Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы: Второй класс/М-во просвещения РСФСР.-М.: Просвещение, 1987.-160с.:нот

Вчимося співати: Збірник пісень для 1-4 класів/Упорядник М.К.Яскулко.-Харків:Веста: Видавництво «Ранок», 2002.-128.:іл.

О.В.Лобова. Підручник для 2 класу шкіл з російською мовою навчання.Видавництво «Школярик», 2003.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Музыка

композитор

исполнитель

слушатель