Разработки

Департамент образования и науки Брянской области

ГБОУ СПО «Клинцовский технологический техникум»

«ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА

ПО

ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Тема разработки:

«Составление текстов документов, их обработка и оформление с помощью прикладной программы

Microsoft Word».

Разработала:

мастер п/о И. М. Первакова

Клинцы

2013 г.

ВВЕДЕНИЕ.

Цель данной работы оказать практическую помощь мастерам п/о, впервые работающим по теме «Составление текстов документов, их обработка и оформление с помощью прикладной программы Microsoft Word» в планировании и отработке указанной темы на уроках п/о по специальности «Секретарь-референт».

Цели и задачи работы направлены на:

— рациональную организацию и проведение уроков п/о по теме;

— развитие у учащихся знаний при проведении вводных инструктажей и

использование этих знаний при выполнении практических самостоятельных работ.

При изучении данной темы на уроках производственного обучения учащиеся должны знать правила и приемы работы в текстовом редакторе Microsoft Word, выполнять все операции по оформлению, форматированию и редактированию текстов, а так же уметь выбирать наиболее лучший и рациональный способ для оформления документации с использованием элементов графических объектов.

Практические навыки по оформлению документации с использованием колонтитулов, вставкой рисунков, объектов WordArt, атофигур, добавлением формул в текст и многие другие объекты учащиеся получают на уроках производственного обучения и производственной практике.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Планирование изучение темы.

Согласно учебной программы на тему отводится 336 часов учебного времени, то есть 56 дней производственного обучения. Из данной темы выбраны пять дней производственного обучения, которые вызывают у учащихся повышенный интерес, развивают мышление и сообразительность при оформлении творческих работ, рефератов, объявлений, визитных карточек, реклам и другой различной документации.

Соответственно предлагаю описать 5 уроков производственного обучения в данной разработке.

Так как тема объемная и сложная, то в процессе изучаемой темы у учащихся развиваются творческие способности при оформлении документов, и накапливается графическая и компьютерная грамотность.

Урок № 1. Применение текстовых эффектов к оформлению текстов с

помощью объекта WordArt.

Урок № 2. Рисование в документе MS Word.

Урок № 3. Редактирование рисунка после вставки.

Группировка рисунка.

Урок № 4. Вставка формул в документ MS Word.

Урок № 5. Оформление колонтитулов в документе.

Каждый урок производственного обучения проводится: согласно поурочного плана, с использованием инструкционной карты, карточек задания, тестовых заданий, показа слайдов презентации по теме, представленных в приложении.

2.2.Материально-техническое оснащение уроков.

Для эффективного проведения урока по теме используется следующий перечень ТСО:

Персональный компьютер с периферийными устройствами. – 9 шт.

Мультивидиопроектор. – 1 шт.

Дискеты (флэш карты) – 14 шт.

Плакат «Клавиатура компьютера». – 1 шт.

Бумага формата А4.

Инструкционные карты. – 9 шт.

Карточки задания. – 14 шт.

2.3. Маршрутная карта проведения урока № 1.

Ознакомление учащихся с применение текстовых эффектов к оформлению текстов с помощью объекта Word Art проводится в следующей последовательности:

а) опрос учащихся по вопросам пройденных тем.

б) объяснение материала по вставке в текст объекта WordArt.

в) закрепление материала проводится путем опроса учащихся; дополнительное

объяснение по вопросам вызвавших затруднение в усвоении определенных

команд.

г) выдача заданий на урок производится в соответствии с указаниями в плане

урока № 1;

д) закрепление учебного материала путем устного опроса при обходе рабочих

мест, проведение при необходимости индивидуальных или групповых

инструктажей, оказание помощи при выборе объекта WordArt. Также при

обходе учебных мест осуществляется контроль за соблюдением техники

безопасности, трудовой дисциплины.

е) проведение анализа и оценки самостоятельной работы учащихся;

ж) выдача домашнего задания.

2.4. Маршрутная карта проведения урока № 2.

Ознакомление учащихся по выполнению рисунков и геометрических фигур в документе MS Word проводится в следующей последовательности:

а) опрос учащихся по вопросам пройденных тем.

б) объяснение материала.

в) закрепление материала проводится путем опроса учащихся; дополнительное

объяснение по вопросам вызвавших затруднение в усвоении определенных

команд.

г) выдача заданий на урок производится в соответствии с указаниями в плане

урока № 1;

д) закрепление учебного материала путем устного опроса при обходе рабочих

мест, проведение при необходимости индивидуальных или групповых

инструктажей, оказание помощи при рисовании в документе. Также при

обходе учебных мест осуществляется контроль за соблюдением техники

безопасности, трудовой дисциплины.

е) проведение анализа и оценки самостоятельной работы учащихся;

ж) выдача домашнего задания.

2.5. Маршрутная карта проведения урока № 3.

Урок проводится в следующей последовательности:

а) Опрос учащихся по теме прошлого урока проводится по вопросам, приведенных

в плане урока № 3 приложения 3.

б) объяснение материала по редактированию рисунка после вставки, выполнение

группировки рисунка.

в) закрепление материала проводится путем опроса учащихся;

г) выдача заданий на урок

д) закрепление учебного материала путем устного опроса при обходе рабочих

мест, проведение при необходимости индивидуальных или групповых

инструктажей, оказание помощи при выполнении не усвоивших команд.

е) проведение анализа и оценки самостоятельной работы учащихся;

ж) выдача домашнего задания.

2.6. Маршрутная карта проведения урока № 4.

Урок проводится в следующей последовательности:

а) объяснение материала по вставке формул в документ MS Word.;

б) закрепление материала проводится путем опроса учащихся;

в) выдача заданий на урок производится в соответствии с указаниями в плане

урока № 4;

г) закрепление учебного материала путем устного опроса при обходе рабочих

мест, проведение при необходимости индивидуальных или групповых

инструктажей, оказание помощи при выполнении не усвоивших команд.

д) проведение анализа и оценки самостоятельной работы учащихся;

е) выдача домашнего задания.

2.7. Маршрутная карта проведения урока № 5.

а) Опрос учащихся по теме прошлого урока проводится по вопросам.

б) объяснение материала по оформлению колонтитулов в документе.

в) закрепление материала проводится путем опроса учащихся;

г) выдача заданий на урок

д) закрепление учебного материала путем устного опроса при обходе рабочих

мест, проведение при необходимости индивидуальных или групповых

инструктажей, оказание помощи при выполнении не усвоивших команд.

е) проведение анализа и оценки самостоятельной работы учащихся;

ж) выдача домашнего задания.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПЛАН

урока производственного обучения

в группе РС-13 по профессии «Секретарь-референт»

мастера п/о Перваковой И. М.

Тема программы № 4. Составление текстов документов, их обработка и оформление с помощью прикладной программы Microsoft Word.

Тема урока. Применение текстовых эффектов к оформлению текста с помощью объекта WordArt.

Цель урока. В результате обучения данной темы учащиеся должны:

знать команды для вызова объекта WordArt.

уметь создавать декоративные надписи с помощью объекта WordArt.

Материально-техническое оснащение урока:

Персональный компьютер с периферийными устройствами.

Мультимедийный проектор.

Дискеты.

Плакат «Клавиатура компьютера».

Бумага формата А4.

Инструкционные карты.

Карточки задания.

Ход урока:

I. Организационная часть урока – 5 минут.

1) Доклад дежурного о наличии учащихся в группе

2) Проверка внешнего вида и готовность учащихся к уроку

II. Вводный инструктаж – 35 минут.

1. Сообщение темы, целей и порядок проведения урока.

Урок будет проводиться следующим образом:

Вначале мы повторим пройденный материал. Затем изучим новую тему. После закрепления материала вы получите задания на урок и займете рабочие места. В заключительной части урока будет проведен анализ урока и выставлены оценки.

2. Опрос учащихся по пройденному материалу

2.1. По карточкам – задания (письменно) – 2 чел.

2.2. Устный опрос по вопросам:

— Оформление колонтитулов в документе.

— Применение автокоррекции (автозамены) текста.

— Вставка в MS Word рисунка, созданного в графическом редакторе.

Работа с рисунком.

— Оказание первой помощи пострадавшему при поражении электрическим током.

3. Объяснение нового материала

WordArt позволяет создавать текст разных форм с применением разнообразных эффектов.(см.Презентацию слайд №11, №16)

Чтобы вставить в документ объект WordArt, необходимо выполнить следующие действия:

Выполните команду Вставка – Рисунок — Объект WordArt или щелкните по кнопке Добавить объект WordArt, расположенной

на панели инструментов Рисование. Откроется диалоговое окно

Коллекция WordArt.

Выберите один из предлагаемых программой стилей и щелкните по

кнопке ОК. Откроется диалоговое окно Изменение текста WordArt.

Введите нужный текст.

При желании измените шрифт или его размер, примените полужирное начертание либо курсив.

Щелкните по кнопке ОК, и объект WordArt будет добавлен в документ.

Для обработки объекта WordArt предусмотрена инструментальная панель с таким же наименованием.

Инструментальная панель WordArt.

SHAPE \* MERGEFORMAT

3.1. Закрепление нового материала

— Перечислить все способы вставки объекта WordArt и показать на ПК.

— Объяснить и показать на ПК изменение стиля надписи WordArt.

— Показать на ПК изменение текста WordArt, формы, заливки, угол поворота,

способ обтекания текстом.

3.2. Ответить на вопрос техники безопасности:

-Техника безопасности перед началом работы.

-Во время работы.

-После окончания работы.

3.3. Задание на урок:

Учащиеся работают фронтально.

— Создать поздравительные открытки, рекламные объявления, титульные листы рефератов и т.п. используя декоративную надпись объекта WordArt по карточкам задания с использованием инструкционной карты.

— Ознакомить учащихся с критериями оценок качества за выполнения задания с использованием мультимедиа.

Задание №1. Создайте рекламную «продукцию» с помощью объекта WordArt.

Задание №2. Оформить поздравительную открытку, используя вставку рисунка, автофигур и объект WordArt. Соблюдайте шрифт и заливку согласно карточке -задания.

Задание№3. При выполнении задания используйте вставку автофигур, рисунка из коллекции MS Office и надпись объекта WordArt.

Задание №4. Создайте поздравительную открытку используя нужный стиль надписи WordArt, вставку рисунка. Соблюдайте заливку текста надписи согласно образца

Задание №5. Используя сканер вставьте рисунок в документ Microsoft Word.

Добавьте автофигуру и текст надписи объекта WordArt, используя заливку, шрифт, стиль и т.п. по образцу.

СПРАВОЧНИК

Задание №6. С помощью сканера вставьте рисунок в документ Microsoft Word.

Добавьте текст надписи объекта WordArt, используя заливку, шрифт, стиль и т.п. по образцу.

Задание №7. Создайте декоративную надпись «ПО УССУРИЙСКОМУ КРАЮ» используя WordArt. Слово «ПРИРОДА» напишите с помощью объекта WordArt, выберите обтекание надписи за текстом и форму WordArt (Двойная волна1). Выберите цвет и тень надписи согласно образца.

После короткого отдыха мы поплыли дальше. Около железнодорожного моста горы кончились. Я вышел из лодки и поднялся на ближайшую сопку, чтобы последний раз осмотреться во все стороны. Красивая панорама развернулась перед моими глазами. На востоке толпились горы, на юге были пологие холмы, поросшие лиственным редколесьем. На севере расстилалось бесконечное низменное пространство, покрытое травой. Я напрягал зрение, но не мог увидеть конца этой низины. Она уходила вдаль и скрывалась где-то за горизонтом. Порой по ней пробегал ветер. Трава колыхалась и волновалась, как море. Кое-где группами росли чахлые березки и другие какие-то деревья. С горы, на которой я стоял, реку далеко можно было проследить по кустам, растущим по её берегам в изобилии. Вначале она сохраняет своё северо-восточное направление, но, не доходя до сопок, видневшихся на западе километрах в восьми, поворачивает на север и немного склоняется к востоку.

Закрепление учащихся по рабочим местам

Рабочее место №1. Корнейкова Н.

Рабочее место №2. Балабина К.

Рабочее место №3. Цыганок Ю.

Рабочее место №4. Демидова А.

Рабочее место №5. Гребенец Ю.

Рабочее место №6. Пискунова О.

Рабочее место №7. Ермольчик С.

Рабочее место № 8. Попкова М.

Рабочее место №9. Ващило Е.

III. Упражнение уч-ся (самостоятельная работа) и текущее

инструктирование.

Слежу за организованным началом работы. Делаю систематический обход рабочих мест с целью наблюдения за порядком на рабочих местах, соблюдения правил техники безопасности, соблюдения трудовой и технической дисциплины. Обращаю внимание на правильное выполнение приемов работы на клавиатуре компьютера. Слежу за качеством выполнения работы и соблюдением слепого десятипальцевого метода письма. В необходимых случаях провожу групповой или индивидуальный инструктаж, оказываю практическую помощь. Особое внимание оказываю уч-ся Ващило Е., Пискуновой О., Ермольчик С.

Подготовка к заключительному инструктажу (принимаю и оцениваю работы)

IV. Заключительная инструктаж — 15 мин.

Анализ урока (общий результат работы группы, разбор технических ошибок, соблюдения правил т/б и порядка на рабочих местах).

— Объявляю оценки уч-ся, анализируя их.

— Уборка рабочих мест

Задание на дом:

Конспект по теме п/о и по предмету «Компьютеризация делопроизводства».

ЛИТЕРАТУРА

К.А. Попов УЧЕБНЫЙ КУРС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Часть II. Возможности текстового редактора Microsoft Word и создание презентаций средствами MS Power Point. Стр.32-36.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Тема: Применение текстовых эффектов к оформлению текста с помощью WordArt.

Цель урока: Научить учащихся оформлять декоративные надписи с помощью

объекта WordArt.

Материально-техническое оснащение:

персональный компьютер, карточка – задание, инструкционные карты, бумага формата А4.

Порядок выполнения операций

Выполните команду Вставка – Рисунок — Объект WordArt или щелкните по

кнопке Добавить объект WordArt, расположенной на панели

инструментов Рисование.

SHAPE \* MERGEFORMAT

2. Откроется диалоговое окно Коллекция WordArt.

3. Выберите один из предлагаемых программой стилей и щелкните по

кнопке ОК.

4. Откроется диалоговое окно Изменение текста WordArt.

Введите нужный текст.

При желании измените шрифт или его размер, примените полужирное

начертание либо курсив.

7. Щелкните по кнопке ОК, и объект WordArt будет добавлен в документ.

8. С помощью панели инструментов WordArt, вы можете изменить форму, заливку,

угол поворота, способ обтекания текстом, выравнивание и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Рисование в документе MS Word

Для рисования в документе MS Word необходимо вызвать панель рисования. Для этого на стандартной панели инструментов нажать на кнопку

С помощью кнопок находящихся на панели рисования можно

создавать геометрические рисунки.

(линия) — наклонная или прямая линии

(стрелка) – наклонная или прямая стрелка

(прямоугольник) – с помощью клавиши Shift создается квадрат

(овал) — с помощью клавиши Shift создается круг

(надпись) – создает надпись

(цвет линии) – задает цвет линии

(цвет шрифта) – задает цвет шрифта

(тип линии) – задает тип линии

(меню «Штрих») – задает тип штриха

(меню «Стрелки») – задает тип стрелки

(меню «Тени») – создает тень фигуры

(меню «Объем») – создает объем фигуры

Задание. Создайте обычный параллелепипед.

Прежде чем приступить к выполнению задания, проанализируйте порядок построения. Из каких геометрических фигур можно составить этот параллелепипед?

SHAPE \* MERGEFORMAT

Ключ к заданию.

Можно предложить следующий порядок построения:

Нарисовать прямоугольник АВВ1А1

Провести одну из наклонных линий, например, A1D1

Скопировать A1D1 и вставить три раза BC, В1С1 и AD

Провести линии СС1, DD1, DC и D1C1

Выделяя соответствующие отрезки, выбрать Стиль линии – пунктирный

Дорисовать координатные оси, выбрав инструмент «Линия» и Стиль – «Линия со стрелкой»

Самый трудоемкий процесс в этом задании – обозначение вершин.

Для того, чтобы расположить букву в нужном месте, включите кнопку «Надпись» на панели Рисование и растяните рамку, пользуясь мышью, до требуемого размера. Нажав кнопку Цвет линии (рамка должна быть выделена), выберите в предлагаемой палитре Нет, аналогично Цвет заполнения – Нет. Рамка стала прозрачной. В ней можно помещать текст (всего лишь одна буква – обозначение вершины).

Желательно представить рисунок в виде единого графического объекта. Для этого, включив кнопку , растяните пунктирную рамку вокруг всего рисунка (выделите рисунок) и нажмите кнопку Сгруппировать.

Теперь можно перемещать чертеж целиком по листу.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Редактирование рисунка после вставки.

Группировка рисунка.

Для того чтобы разбить рисунок на мелкие части (разгруппировать), необходимо выделить рисунок и вызвать на нем контекстное меню, выбрать строку Формат рисунка и выполнить положение рисунка Перед текстом. Затем на выделенном рисунке вызвать контекстное меню и выбрать строку Группировка – Разгруппировать. После выполнения этой команды рисунок разобьется на мелкие составляющие части, которые можно в дальнейшем редактировать: изменять цвет, тип и цвет линии, выбирать тень и объем объекта.

Для того чтобы объединить составные части рисунка в единое целое (группировать) необходимо активизировать рисунок и на панели Рисования выбрать пиктограмму Выделить несколько объектов в диалоговом окне нажать на кнопку Выделить все – ОК. Вызвать контекстное меня на выделенных объектах и выбрать строку Группировка – Группировать. Таким образом, создается целостный рисунок.

Задание на урок.

Вставьте рисунок из коллекции Microsoft Office, отредактируйте рисунок согласно образца.

Создайте рисунок с использованием автофигур, применяя группировку

рисунка.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

УТВЕРЖДАЮ

ст. мастер Терезов А.Н.

______________________

ПЛАН

урока производственного обучения

в группе РС-13 по специальности «Секретарь-референт»

мастера п/о Перваковой И. М.

Тема программы № 4. Составление текстов документов, их обработка и оформление с помощью прикладной программы Microsoft Word.

Тема урока. Вставка формул в документ MS Word.

Цель урока. В результате обучения данной тему учащиеся должны:

знать команды для вызова объекта Microsoft Equation 3,0,.

уметь набирать сложные математические формулы.

Материально-техническое оснащение урока:

Персональный компьютер с периферийными устройствами.

Мультимедийный проектор.

Дискеты.

Плакат «Клавиатура компьютера».

Бумага формата А4.

Инструкционные карты.

Карточки задания.

Ход урока:

I. Организационная часть урока – 5 минут.

1) Доклад дежурного о наличии учащихся в группе

2) Проверка внешнего вида и готовность учащихся к уроку

II. Вводный инструктаж – 35 минут.

1. Сообщение темы, целей и порядок проведения урока.

Урок будет проводиться следующим образом:

Вначале мы повторим пройденный материал. Затем изучим новую тему. После закрепления материала вы получили задания на урок и займете рабочие места. В заключительной части урока будет проведен анализ урока и выставлены оценки.

2. Опрос учащихся по пройденному материалу

2.1. По карточкам – заданиям:

2.2. Устный опрос по вопросам:

— Печать текста и его сохранение на различных носителях.

— Создание и форматирование таблиц в тестовом редакторе MS Word.

— Использование и редактирование готовых рисунков из коллекции Microsoft

Office.

— Заземление, принцип действия заземления

3. Объяснение нового материала

Вставка формул в документ MS Word.

В Microsoft Word, как и в любой другой составной части Microsoft Office, доступна система написания формул большой сложности Microsoft Equation. Формулы в текстовых документах встречаются очень часто, и поэтому изучение процесса их создания требует особого внимания. Естественно, что ни каких расчетов по написанным формулам не производиться не может, т. К. мы создаем только текстовую информацию.

Первым шагом в создании сложной математической формулы является определение строки в документе, в которой вы собираетесь написать эту формулу, т. к. вставка будет осуществляться в конкретную строку, в которой в данный момент находится курсор. Поэтому выделите эту ячейку.

Для написания сложной математической формулы в разделе меню Вставка запустите команду Объект. EMBED Equation.3

В открывшемся диалоговом окне Вставка объекта на вкладке Создание в списке Тип объекта найдите программу Microsoft Equation 3,0, выделите ее и нажмите кнопку ОК.

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

Инструментальная панель Microsoft Equation 3,0 EMBED Equation.3

Инструментальная панель состоит из двух рядов кнопок. Каждая кнопка открывает целый набор палитр символов. Этого набора хватает для того, чтобы набрать текст любой сложности.

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

Ввод дробных значений

В качестве примера возьмем формулу.

EMBED Equation.3

Создание дробных выражений

Рассмотрим правила создания этой формулы. Откройте Microsoft Equation – будет выделена некоторая область с маркерами для написания формулы. Внутри этой области мигает курсор.

Пример создания формулы

с дробными значениями

Символ или шаблон ввода

Описание

Вставьте шаблон дроби.

Вставьте шаблон круглых скобок.

a + b

Введите a + b, нажмите на клавишу Tab.

+ 2.45

Введите + 2.45; нажмите на клавишу Tab.

Вставьте шаблон квадратного корня.

Вставьте шаблон круглых скобок.

a

Введите букву a.

Вставьте шаблон верхнего индекса и введите цифру 2, нажмите на клавишу Tab.

+ b

Введите + b, нажмите на клавишу Tab.

Введите символ минуса ( — ).

1

Введите символ 1, нажмите на клавишу Tab.

+

Введите символ плюса ( + ).

Вставьте шаблон дроби.

a — 1

Введите a – 1, нажмите на клавишу Tab.

b + 1

Введите b + 1. Щелкните по любому месту на документе, кроме формулы.

Примеры создания особо сложных

математических выражений

В качестве первого примера возьмем следующую формулу:

Создание сложного

математического выражения

Некоторую сложность в этом случае представляет именно степень в степени, т.к. это понятие непривычно.

Пример создания формулы с особо сложными

математическими уравнениями

Символ или шаблон

ввода

Описание

ab

Введите буквы ab

=

Введите символ равенство (=)

Вставьте шаблон дроби

Вставьте шаблон круглых скобок

x +y

Введите х + у, нажмите клавишу Tab

Вставьте шаблон верхнего индекса и введите 2π, нажмите на клавишу Tab и введите символ +

Вставьте шаблон круглых скобок

Вставьте шаблон дроби

x

Введите х

Вставьте шаблон верхнего индекса и введите 2. Нажмите на клавишу Tab 2 раза

Вставьте шаблон квадратного корня, введите символ π. Нажмите на клавишу Tab 2 раза

Вставьте шаблон верхнего индекса и введите 2

Вставьте шаблон верхнего индекса

Вставьте шаблон дроби и введите а + 2, нажмите на клавишу Tab

b — 2

Введите b – 2. Нажмите клавишу Tab 3 раза

Вставьте шаблон круглых скобок, введите а + b. Нажмите клавишу Tab 2 раза

Вставьте шаблон квадратного корня

Вставьте шаблон дроби и введите а, нажмите на клавишу Tab

b

Введите букву b. Щелкните по любому месту на странице, кроме формулы

В этом примере очень хорошо видно, почему при создании формулы необходимо пользоваться скобками из математического набора Microsoft Equation, а не набирать их на клавиатуре компьютера – скобки из набора Microsoft Equation пропорциональны формуле, а скобки, набранные на клавиатуре, нет.

Набирать скобки на клавиатуре – очень широко распространенная ошибка начинающих пользователей. Такие формулы выглядят не очень привлекательно.

EMBED Equation.3 EMBED Equation.3

Использование матрицы

Если степень в степени в верхнем пределе интеграла плохо видно, то масштаб формулы можно немного увеличить.

Пример создания формулы

с матричными выражениями

Символ или шаблон

ввода

Описание

ab

Введите буквы ab и знак равенства (=)

Введите шаблон квадратных скобок

Введите шаблон матрицы 4×4 элемента

Элементы c 1 до 16

Заполните элементы матрицы числами с 1 до 16, каждый раз нажимая Tab, нажмите клавишу Tab после последнего элемента матрицы и введите символ сложения (+)

Введите шаблон суммы с верхним и нижним индексами. Вверху введите символ бесконечности, а в низу введите символы as – 1, нажмите клавишу Tab

Введите букву R и введите шаблон квадратного корня

π

Введите символ π, нажмите на клавишу Tab 2 раза

+

Введите символ плюса ( + )

Введите шаблон интеграла с верхним и нижним индексами

99

Введите число 99

Вставьте шаблон верхнего индекса

π

Введите символ π

ν = 0

Введите ν = 0, нажмите на клавишу Tab

аs — 1

Введите символы as – 1, нажмите клавишу Tab. Щелкните по любому месту на странице, кроме формулы

3.1. Закрепление нового материала

— Показать на ПК способ вставки объекта Microsoft Equation 3,0,

— С помощью инструментальной панели Microsoft Equation 3,0 EMBED Equation.3 напечатать простую

математическую формулу

3.2. Ответить на вопросы техники безопасности:

— Опасное и безопасное напряжение и сила тока для жизни человека.

— Меры предупреждения травматизма.

3.3. Задание на урок:

Изучить инструкционную карту; ознакомить учащихся с критериями оценок качества

за выполнения задания с использованием мультимедиа.

— Создать формулы с дробными значениями, формулы с матричными выражениями и особо сложные математические уравнения.

Закрепление учащихся по рабочим местам

Рабочее место №1. Багинская Ю.

Рабочее место №2. Пенязь А.

Рабочее место №3. Титенок А.

Рабочее место №4. Бондаренко К.

Рабочее место №5. Минченко А.

Рабочее место №6. ПенязьА.

Рабочее место № 7. Шенцова К.

Рабочее место №8. Шевцова А.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА.

Тема урока. Вставка формул в документ MS Word.

Цель урока. Научить учащихся вставлять формулы в документ MS Word.

Материально-техническое оснащение: персональный компьютер, инструкционная карта, мультимедийный проектор, карточки заданий.

Порядок выполнения работы.

Для написания сложной математической формулы в разделе меню Вставка

запустите команду Объект. EMBED Equation.3

В открывшемся диалоговом окне Вставка объекта на вкладке Создание в списке

Тип объекта найдите программу Microsoft Equation 3,0

В диалоговом окне Вставка объекта нажмите кнопку ОК.

4. Появится инструментальная панель состоящая из двух рядов кнопок. Каждая кнопка открывает целый набор палитр символов.

Этого набора хватает для того, чтобы набрать текст любой сложности.

КАРТОЧКА — ЗАДАНИЯ

Создайте сложные математические формулы с помощью объекта Microsoft Equation 3,0

1. 2.

3.

4.

5.

— во время выполнения задания следить за порядком на рабочих местах.

— соблюдать правила техники безопасности на ПК.

III. Упражнение уч-ся (самостоятельная работа) и текущее

инструктирование.

Слежу за организованным началом работы. Делаю систематический обход рабочих мест с целью наблюдения за порядком на рабочих местах, соблюдения правил техники безопасности, соблюдения трудовой и технической дисциплины. Обращаю внимание на правильное выполнение приемов работы на клавиатуре компьютера. Слежу за качеством выполнения работы и соблюдением слепого десятипальцевого метода письма. В необходимых случаях провожу групповой или индивидуальный инструктаж, оказываю практическую помощь. Особое внимание оказываю уч-ся Минченко А., Бондаренко К., Шевцовой А.

Подготовка к заключительному инструктажу (принимаю и оцениваю работы)

IV. Заключительная инструктаж — 15 мин.

Анализ урока (общий результат работы группы, разбор технических ошибок, соблюдения правил т/б и порядка на рабочих местах).

— Объявляю оценки уч-ся, анализируя их.

— Уборка рабочих мест.

Задание на дом:

Конспект по теме п/о и по предмету «Компьютеризация делопроизводства».

ЛИТЕРАТУРА

В.Н. Шитов.

Новейший самоучитель работы на компьютере. М.: ООО «Дом Славянской книги», 2006.-864 с., ил. Стр.462-478

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Оформление колонтитулов в документе

Колонтитулами называется информация, выводимая на полях.

В программе MS Word колонтитулы могут располагаться в верхнем и/или нижнем поле. Колонтитулы могут содержать информацию, которая должна повторяться на всех страницах документа. Простые колонтитулы содержат только имя и адрес человека или организации. Сложные колонтитулы могут включать эмблему компании, имя автора, дату и время, а также другую подобную графическую и текстовую информацию. Колонтитулы, как и другие элементы документа, могут быть отформатированы.

Создание колонтитулов вызывается командой Вид – Колонтитулы. После выполнения команды открывается верхний колонтитул для его редактирования и вызывается инструментальная панель Колонтитулы. Имени этой панели нет в списке инструментальных панелей. После закрытия колонтитулов эта панель автоматически удаляется с экрана.

Инструментальная панель Колонтитулы

Пиктограмма

Наименование кнопки

Описание

Вставить автотекст

Открывает список автотекста

Номер страницы

Вставляет в колонтитулы номер страницы

Добавить число страниц

Добавляет в колонтитулы число страниц

Формат номер страницы

Открывает диалоговое окно Формат номера страницы

Дата

Вставляет в колонтитулы текущую дату в виде

ДД.ММ.ГГГГ

Время

Вставляет в колонтитулы текущее время в виде

Ч.ММ или ЧЧ.ММ

Параметры страницы

Открывает диалоговое окно Параметры страницы

Основной текст

Отображает или скрывает основной текст при работе с колонтитулами

Как в предыдущем

Повторяет параметры колонтитулов предыдущего раздела

Верхний/нижний колонтитул

Открывает либо нижний колонтитул, либо верхний

Переход к предыдущему

Переходит к предыдущему разделу

Переход к следующему

Переходит к следующему разделу

Закрыть

Закрывает инструментальную панель Колонтитулы и прекращает редактирование колонтитулов

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Тема урока: Создание колонтитулов

Цель урока: Научить учащихся выполнять операции по созданию колонтитулов и применять их на практике

Материально – техническое оснащение урока: ПК; карточки – задания; инструкционная карта.

Порядок выполнения операций

Верхний колонтитул – это область между верхом страницы и верхним полем.

Нижний колонтитул – область между низом страницы и нижним полем.

В Word можно создать простые колонтитулы, располагающиеся на каждой странице, либо более сложные, отдельно для четных и нечетных страниц. Мы с вами начнем с создания более простого колонтитула, а затем перейдем к более сложным.

В горизонтальном меню выберите команду Вид Колонтитулы

2. Щёлкните левой кнопкой мыши

3.Появится панель инструментов «Колонтитулы»

4. Для создания верхнего колонтитула или нижнего колонтитула щелкните на кнопке

5. Появится один из выбранных колонтитулов, введите содержимое верхнего или нижнего колонтитула.

6. Для вставки информации в колонтитул используете следующие кнопки панели инструментов Колонтитулы

Вставить поле номера страницы. Добавляется номер страницы в месте расположения точки вставки.

Вставить число страниц. Указывает общее число страниц в документе.

Формат номера страницы. Открывает диалоговое окно

Формат номера страницы, где можно изменить стиль, добавить

номер части и указать номер первой страницы.

Вставить поле даты. Добавляется текущая дата.

Вставить поле времени. Добавляется текущее время.

Параметры страницы. Открывается диалоговое окно Параметры страницы, в котором можно увеличить или уменьшить области верхнего и нижнего колонтитолов, изменить размер полей документа.

Основной текст.

Как в предыдущем. Если документ разделён на несколько разделов, то при вставке колонтитула в один раздел этот же колонтитул автоматически добавляется во все разделы документа.

Переход к предыдущему; Переход к следующему.

Щелкните на кнопке Закрыть, расположенной на панели инструментов Колонтитулы.

Создание колонтитула для отдельных страниц

Давайте рассмотрим как нужно в документе использовать несколько разных колонтитулов. В Word можно создать одни колонтитулы для четных страниц, а другие – для нечетных. Именно такие колонтитулы обычно используются при двусторонней печати и брошюровании документа.

Кроме того, документ можно разделить на разделы и для каждого из них задать отдельные колонтитулы. Например, в колонтитул каждой главы документа поместить главы и номер страницы. Если каждая глава представляет собой отдельный раздел документа, с их колонтитулами можно работать независимо.

Итак, рассмотрим создание разных колонтитулов для разных страниц.

Выберем команду Вид Колонтитулы.

На панели инструментов Колонтитулы щелкните на кнопке Параметры страницы.

В открывшемся диалоговом окне Параметры страницы перейдите на вкладку Источник бумаги.

В разделе Различать колонтитулы установите один из следующих флажков.

Четных и нечетных страниц. Создаются разные колонтитулы для четных и нечетных страниц.

Первой страницы. Создаются колонтитулы для первой страницы

Откроется список Применить, выберите к текущему разделу (если вы используете разделы) либо ко всему документу, либо до конца документа.

Щелкните на кнопке ОК.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

ТЕСТ – ПРОЦЕСС

на выполнение проверочных работ I полугодие III курс

по профессии «Секретарь-референт».

Профессия: «Секретарь-референт»

Специальность: «Секретарь-референт»

Задание: Обработка и оформление текста с помощью прикладной программы

Microsoft Word.

Условия выполнения теста:

Задание выполняется в компьютерном классе

Учащимся выдается

тест – процесс

б) карточка задания на урок

Норма времени: На работу отводится 3 часа.

Документация: Учебное пособие.

Эталон требования к качеству выполнения

Подготовить к работе оборудование (персональный компьютер).

Организуйте рабочее место.

Создайте текстовый документ Word со своим именем.

Установите форматы полей.

Напечатайте текст согласно образца.

Создайте колонтитулы:

— верхний (число, месяц год и наименование работы)

— нижний (название учебного заведения)

7. Вставьте в документ:

— заголовок «здоровье» с помощью объекта WordArt;

создайте нумерованный список;

— математические формулы с помощью объекта Microsoft Eguation 3.0;

автофигуры и добавьте внутри них текст и примените заливку к автофигурам;

разбейте текст на две колонки;

рисунки из коллекции MS Ofisse и расположите их относительно текста

«по контуру» и «за текстом» (см.образец) ;

Гарнитура шрифта Times New Roman и Monotyre Corsiva (см.образец), размер шрифта № 14, междустрочный интервал – одинарный и полуторный (см.образец).

При печати текста соблюдайте десятипальцевый метод письма.

Критерии качества

производительности труда при выполнении работы

Показатели

Оценка

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1.

Формат полей

выдержаны

отклонение

от нормы

+ 2 мм

отклонение

от нормы

+ 3 мм

отклонение

от нормы более

+ 3 мм

2.

Грамматические ошибки

ошибок нет

одна ошибка

две ошибки

три ошибки

3.

Абзацные отступы

выдержаны

отсутствие одного

отсутствие двух

отсутствие дух и более

4.

Межстрочный интервал

выдержаны

отсутствие одного

отсутствие двух

не выдержаны

5.

Вставка рисунка

выдержаны

отсутствие одного

отсутствие двух

не выдержаны

6.

Положение рисунка относительно текста

выдержаны

отсутствие одного

отсутствие двух

не выдержаны

7.

Вставка колонтитулов

выдержаны

отсутствие одного

отсутствие двух

не выдержаны

8.

Размер и начертание шрифта

выдержаны

отсутствие одного

отсутствие двух

не выдержаны

9.

Выравнивание текста

выдержаны

отсутствие одного

отсутствие двух

не выдержаны

10.

Печать текста колонками

выдержаны

отсутствие одного

отсутствие двух

не выдержаны

11.

Нумерованный список

выдержаны

отсутствие одного

отсутствие двух

не выдержаны

12.

Применение текстового эффекта WordArt

выдержаны

отсутствие одного

отсутствие двух

не выдержаны

13.

Вставка формул

ошибок нет

одна ошибка

две ошибки

три ошибки

и более

14.

Вставка и заливка автофигур

выдержаны

одна ошибка

две ошибки

не выдержаны

15.

Десятипальцевый метод письма

Печатает десят. методом

Задействованы при печати текста не все пальцы

Задействованы при печати текста не все пальцы

Десят. метод отсутствует

Всего баллов за практическую работу:

75 — 70 баллов – «5»

65 – 60 баллов – «4»

55 – 40 баллов – «3»

Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие компоненты, или составляющие части:

Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям.

Основа этого – нормальная работа всех органов и систем организма

(физиологический компонент).

Уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями (психологический компонент).

Стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей (нравственный компонент).

Одна из задач современной науки о здоровье (валеологии) состоит в том, чтобы помочь людям осознать связь между этими тремя компонентами.

ВСТАВКА ФОРМУЛ

EMBED Equation.3

«Крепкий организм» — так обычно характеризуют здорового человека, который способен выдержать суровые испытания и выжить в трудных условиях.

Что же обеспечивает «крепость» здоровья человека? Прежде всего – это особенности развития его организма. Чем лучше развит человек, тем выше резервные возможности его организма (то есть запас прочности), а следовательно, тем крепче у него здоровье. Уровень развития организма, в свою очередь, связан с развитием его отдельных частей – органов и систем, с тем, насколько согласованно они работают.

О том, как устроен и работает организм здорового человека, мы и начнем разговор на этом уроке.

Все процессы, происходящие в теле человека, управляются мозгом – «командным центром» организма. Управление осуществляется через систему проводящих путей, называемых нервами. Мозг и нервы образуют нервную систему. Мозг принимает сигналы из внешней среды (их ему передают глаза, уши, нос, язык и кожа), а также от мышц и внутренних органов, обрабатывает их и посылает ответные

импульсы.

В 1920 году на прилавках китайских магазинов появилась кока-кола. Однако покупали ее весьма неохотно. Вскоре менеджеры по продаже поняли, в чем тут дело. Название напитка обозначали на этикетках бутылок китайскими иероглифами. В результате оно стало звучать как «кока-кола», что в переводе на китайский означает «укус гигантского головастика»! Напиток с таким названием, конечно, не захотел пить ни один китаец. Тогда кока-кола стала выпускаться в Китае под другим названием, означающим: «приятного аппетита, большой удачи

Меню текст-фигура

Добавить объект WordArt

Изменить текст

Коллекция WordArt

Формат объекта

Обтекание текстом

Выровнять буквы WordArt по высоте

Вертикальный текст WordArt

Выравнивание WordArt

Межзнаковый интервал WordArt

Красный молотый

перец

Мы желаем жить как в сказке –

В доброте, любви и ласке, чтобы счастье рядом шло и всегда во всем везло!

Сдаем Единый экзамен

ЕГЭ

Y

C1

A1

C

B

A

Х

D

Z

B1

D1

Кого кусают гигантские головастики?

ОРГАНИЗМ

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

При работе с несколькими колонтитулами на панели инструментов становятся доступными кнопки

Переход к предыдущему; Переход к следующему.