Рассказам чехова тема Эти чеховские однодневки как ни в чем ни

ИГРА ПО РАССКАЗАМ ЧЕХОВА

ТЕМА: «Эти чеховские однодневки как ни в чем ни бывало живут и живут до сих пор, и наши внуки так же хохочут над ними, как хохотали отцы и деды. (К.Чуковский)

Представление команд

Сегодня у нас происходит не совсем обычное событие. Две команды учащихся 6 класса будут бороться за право называться лучшими знатоками юмористических рассказов А.П.Чехова.

— Позвольте вам представить вам команду Хамелеон». Капитан команды — ………

— Команда «Толстый и тонкий». Капитан команды — …….

— Уважаемое жюри –

Вступительное слово

Обратимся к теме нашей игры. Полностью эта цитата звучит так: «Через столько мировых катастроф, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств рушилось вокруг, сколько прогремело знаменитых имен, сколько сменилось литературных течений и мод, а эти чеховские однодневки как ни в чем не бывало живут и живут до сих пор, и наши внуки так же хохочут над ними, как хохотали отцы и деды»

Ребята, согласимся с мнением Чуковского?

Да, прав Чуковский!

Сам Чехов был человеком с огромным чувством юмора. Как-то раз он подошел к городовому и сунул ему в руки нечто большое, круглое, тяжелое и сказал: «Это бомба». Когда городовой не дыша принес бомбу в полицейский участок и развернул её, внутри оказался …..арбуз!

Но при этом А.П. оставался очень добрым, интеллигентным, деликатным и талантливым человеком.

Мы с вами уже даже не внуки, а пра…пра…внуки, и все так же с интересом читаем рассказы Чехова и смеемся над их героями, а может, и над собой, узнавая в них себя. Его рассказы смешны и одновременно грустны, ведь они часто говорят о том, какими мы не должны быть!

Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к творчеству прекрасного человека и талантливого писателя А.П.Чехова.

РАЗМИНКА.

УЗНАТЬ ЧЕХОВСКОГО ПЕРСОНАЖА ПО ФРАГМЕНУ ТЕКСТА. НАЗВАТЬ ГЕРОЯ И РАССКАЗ.

«Я вчера приходил беспокоить вашество не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться?»

Кто же это такой деликатный?

Чиновник Червяков

Рассказ «Смерть чиновника»

«Помилуйте… Что вы-с… Милостивое внимание вашего превосходительства…вроде как бы живительной влаги… Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил…жена Луиза, лютеранка, некоторым образом…»

Порфирий

«Толстый и тонкий»

«Отец диакон велели водку с хреном прикладывать – не помогло. Гликерия Анисимовна, дай ей Бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я , признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: Бога боюсь, пост…»

Как же зовут героя, который таким странным образом лечил зубы?

Дьячок Вонмигласов

«Хирургия»

«Иду я ваше благородие, никого не трогаю… Насчет дров с Митрий Митричем, — и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек работающий… Работа у меня мелкая»

Золотых дел мастер Хрюкин

«Хамелеон»

2. КОНКУРС ЗНАТОКОВ

Вопросы 1 команде

Вопросы 2 команде

«Налим». За что нужно схватить налима, чтобы вытащить? (за «зёбры»)

«Пересолил» — Почему расстояние о стации Гнилушки до усадьбы было таким неопределенным – от 30 до 50 верст? (все зависело от резвости лошади и от трезвости возницы)

«Лошадиная фамилия»

Каким образом знахарь, живший в Саратове, на расстоянии лечил зубы? (по телеграфу)

«Смерть чиновника»

Где начинается действие рассказа?

(в театре)

«Хамелеон»

Кого и почему цапнул щенок?

(золотых дел мастера Хрюкина, т.к. он в морду щенку цигарку сунул)

«Налим». Сколько человек ловило налима? (плотники Герасим и Любим, пастух Ефим, барин и кучер)

«Пересолил». Сколько револьверов было с собой у главного героя?(ни одного)

Лошадиная фамилия»

Благодаря чему приказчик все же вспомнил лошадиную фамилию? (Доктор поинтересовался насчет овса)

«Толстый и тонкий»

Где встретились бывшие чиновники? (на вокзале)

«Хамелеон»

Кому все-таки принадлежала собака?

(брату генерала)

3. КОНКУРС ЛОШАДИНЫХ ФАМИЛИЙ.

ЗА 3 МИНУТЫ СОСТАВИТЬ СПИСОК «ЛОШАДИНЫХ ФАМИЛИЙ»:

1 КОМАНДА – КОШАЧЬИХ

2 КОМАНДА – СОБАЧЬИХ

Выиграет конкурс тот, чей список будет длиннее и оригинальнее.

4. ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС.

Инсценировки

5.КОНКУРС «УЗНАЙ МЕНЯ»

НА КАРТОЧКАХ НАПИСАН ТЕКСТ, СОСТАВЛЕННЫЙ ИЗ РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЧЕХОВА.

НЕОБХОДИМО ВЫЯСНИТЬ, ФРАГМЕНТЫ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОСТАВЛЯЮТ ЭТОТ ТЕКСТ.

ТЕКСТ 1

ТЕКСТ 2

Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипы.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и от глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился…

-Пошел вон!! – гаркнул вдруг посиневший и затряссшийся генерал.

— Что-с? – спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

— Пошел вон!! – повторил генерал, затопав ногами.

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и…помер.

Ефим минуту щурит свой глаз на рыболовов, затем снимает лапти, сбрасывает с плеч мешочек и снимает рубаху. Сбросить порты не хватает у него терпения, и он, перекрестясь, балансируя худыми, темными руками, лезет в портах в воду…

— Пошли, Алеша! – взмолилась генеральша. – Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытала. Хотя ты и не веришь , но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.

Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада… Толпа хохочет над Хрюкиным.

-Я еще доберусь до тебя! – говорит Очумелов и продолжает свой путь до базарной площади.

Итак, команды готовы представить результаты работы над деформированным текстом. Приглашаем представителей команд для ответа.

6.ЧЕРНЫЙ ЯЩИК. (команды совещаются и решают)

В ящике – награда, которую так никто и не получил. (5 РУБЛЕЙ – «ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ»)

В ящике – необычный предмет для рыбной ловли (ТОПОР – «НАЛИМ»)

В ящике то, чем занимается главный герой одного из рассказов (ЗЕМЛЯ – «ПЕРЕСОЛИЛ»)

7.СУПЕРБЛИЦ – КОНКУРС КАПИТАНОВ

ПРИГЛАШАЕМ КАПИТАНОВ.

ДАЕМ КАРТОЧКИ С ВОПРОСАМИ И 1-3 МИНУТЫ НА ОБДУМЫВАНИЕ.

1 ИГРОК УДАЛЯЕТСЯ, ЧТОБЫ НЕ СЛЫШАЛ ОТВЕТЫ ДРУГОГО.

Порода щенка из рассказа «Хамелеон» (Борзая)

Как, по мнению возницы Клима, определяется, где у телег зад, а где – перед? («Где у кобылы хвост – перед, а где ваша милость – зад»)

Какое место в театре занимал Червяков: в партере, в ложе или на балконе? (второй ряд партера)

И Т О Г И

Ну что ж, мы радостно и с пользой провели время!

Наши участники показали знания текстов рассказа, артистизм, творческие и коммуникативные способности. Жюри оценивало все этапы игры.

ВСЕМ СПАСИБО! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!