ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет управления и психологии

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии высшего образования

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТА

Выполнила студентка 2 курса Преподаватель:

ФУП,соц.работа канд.педагогических наук

Хаджебиекова Ф. Лобанова С.А.

Краснодар 2013

Организационная часть

Тема тренинга: «Повышение уровня самооценки студента»

Группа: М.;Д. 30 чел.

Возраст: 19-20 л.

Техническое оснащение: фотоаппарат поможет зафиксировать интересные моменты семинара; видеокамера для проведения упражнений и съемок самого тренинга; копировальный аппарат для размножения раздаточных материалов, анкет и материалов, нарабатываемых в ходе тренинга; Канцелярия: бумага, ручки, фломастеры.

Для организации перерывов на чай/кофе: чай — 150 пакетиков; кофе растворимый — 300 гр.; сахар рафинад кусковой — 1 кг; салфетки — 3 пачек по 50 шт.; одноразовая посуда: чашки для чая/кофе — 150 шт., стаканы — 150 шт., ложки — 100 шт., тарелки -100 шт.; чайники или термосы (примерно 5 литров), для того чтобы хватило горячей воды на всех участников.

Место провождения: КубГУ, ауд.407

Время: 09.00-17.00

Введение

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя, с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя «на коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.

Цели данного тренинга:

определение и анализ уровня самооценки;

-освоение приемов самодиагностики, самораскрытия;

-повышение самооценки студентов.

Задачи:

-установление связи между самооценкой и лидерскими качествами;

-мотивация на повышение самооценки;

-технологии повышения самооценки.

План тренинга

Время

Процедура

Описание процедуры

1

2

3

1 день

09.00-10.00

Лекция

«Самооценка»

10.00-11.00

Знакомство тренера и команды

1)представление тренера;

2) информирование о целях, задачах, принципах, времени;

3) самопрезентация участников;

4)установление правил проведения тренинга.

11.00-11.15 Технологический перерыв

11.15-12.30

Первичная диагностика

1)выявление ожиданий и опасений;

2)тест «Как у тебя с самооценкой?»;

3)методика определения самооценки Ю.И. Киселева.

12.30-13.30 Обеденный перерыв

13.30-15.30

Упражнения для развития самооценки

1)упражнение «Я в лучах солнца»;

2)упражнение «Самохвальство»;

3)упражнение «Телеграмма».

15.30-15.45 Технологический перерыв

15.45-17.00

Рефлексия

Вопросы к обсуждению:

1)насколько комфортно Вы себя чувствуете;

2)что нового вы узнали о себе, о других членах группы;

3)понравилось ли занятие.

2 день

09.00-11.00

Упражнения на развитие самоценности

1)Игра «Как я вам?»;

2)Игра «Каким меня видят люди»

11.00-11.15 Технологический перерыв

11.15-12.30

упражнение «Горячий стул»

12.30-13.30 Обеденный перерыв

13.30-15.30

Упражнение на развитие целостности

1)Игра «Кто Я?»;

2)Игра «Я могу»;

3)Игра «Личный SWOT-анализ»

15.30-15.45 Технологический перерыв

15.45-17.00

Рефлексия

Вопросы к обсуждению:

1) насколько комфортно Вы себя чувствуете;

2)что нового вы узнали о себе, о других членах группы;

3)понравилось ли занятие.

Инструкция к проведению тренинговых упражнений

1 день

Упражнение «Выявление ожиданий и опасений»

Цель: выявление и ожиданий у опасений участников тренинга.

Описание процедуры. Участникам тренинга предлагается ответить на три вопроса:

— что Вы ожидаете от себя;

— что Вы ожидаете от группы;

— что Вы ожидаете от тренинга.

На выполнение задания отводится 15-20 мин. Подписанные листы с ответами сдаются ведущему.

Пояснение. На одном из последних занятий участникам тренинга раздаются листы с ответами и в кругу обсуждается на сколько поставленные на первом занятии цели были реализованы, подтвердились ли опасения участников.

Тест «Как у тебя с самооценкой?»

Инструкция. Отвечая на вопросы, указывай, как часты для тебя перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто – 4 балла;

Часто – 3 балла;

Иногда – 2 балла;

Редко – 1 балл; никогда – 0 баллов.

1.Я часто волнуюсь понапрасну.

2.Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

3.Я боюсь выглядеть глупцом.

4.Я беспокоюсь за свое будущее.

5.Внешний вид других куда лучше, чем мой.

6.Как жаль, что многие не понимают меня.

7.Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.

8.Люди ждут от меня очень много.

9.Чувствую себя скованным.

10.Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

11.Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.

12.Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.

13.Я не чувствую себя в безопасности.

14.Мне не с кем поделиться своими мыслями.

15.Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.

Если меньше 10 баллов, тебе нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек сам или помог зажечь.

Если сумма превышает 30 баллов, то ты недооцениваешь себя.

Набранное количество баллов от 30 до 10 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, то есть реалистической оценке своих сил и возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела, дерзай!

Самооценка личности

N

Качества

N

d

d2

Уступчивость

Смелость

Вспыльчивость

Настойчивость

Нервозность

Терпеливость

Увлекаемость

Пассивность

Холодность

Энтузиазм

Осторожность

Капризность

Медлительность

Нерешительность

Энергичность

Жизнерадостность

Мнительность

Упрямство

Беспечность

Застенчивость

Рассмотрите данные качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое качество в пределах от 20 до 1 (20 – самое желательное, значимое, полезное, 1 – менее всего желаемое и т. п.). Ни одна оценка не должна повторяться. Все оценки занесите в графу N – слева.

Закройте левую графу, чтобы оценки не были видны. В графе N – справа оцените качества, которые, как вы считаете, присущи вам (по тем же критериям 20-1).

Вычтите ваши оценки из оценок N – слева. Полученные результаты занесите в графу d. Возведите их в квадрат и занесите их в графу d2. Сложите все значения d2. Сумму умножить на 0,00075. Вычтите из 1 полученный результат.

Коэффициент корреляции может иметь значение от +1 до –1. Чем ближе к +1, тем выше самооценка. Практика показывает, что чаще всего оценки встречаются в диапазоне 0,62 – 0,85.

Самооценка.

Нарисуйте горизонтально 8 кружков и поставьте в один из них свое “Я”.

Чем левее находится кружок с “Я”, тем выше самооценка.

Упражнение «Я в лучах солнца»

Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети — с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача — вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество.

Упражнение «Самохвальство»

Инструкция. Составьте список хороших дел, которые вы сегодня совершили (то, что не удалось осуществить, в расчет не берите). Можете записать их положительные результаты. Например.

Вовремя встал.

Приготовил завтрак для всей семьи отдельно второй завтрак детям в школу.

Вовремя пришел на работу.

Сварил коллеге кофе.

Выполнил…

Завершил работу над…

Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.

Вымыл посуду и т.д.

Проанализируйте: трудно или легко вспомнить то позитивное, что вы сделали за день.

После выполнения упражнения ведущий подводит итог: «Если такого рода записи вы будете делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для себя и других вы совершаете».

Упражнение «Телеграмма»

Инструкция. Психолог раздает бланки «телеграмм» с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нем сказать. После выполнения задания психолог собирает все телеграммы и раздает их адресатам, они же, получив послание, высказывают вслух свои впечатления по желанию.

Игра «Как я вам?»

Цель: развитие самоценности и оценки членов микрогруппы.

Описание процедуры. Выполняется по микрогруппам. Каждому члену микрогруппы предлагается оценить свое личное участие и участие членов группы в реализации группового продукта прошлого упражнения. Ведущий обязан активно пресекать переход обсуждения на личность.

Пояснение. Развитие самоценности личности происходит через развитие адекватной самооценки. Формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. При этом индивид оценивает себя двумя путями. Первый путь – сопоставление уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности (притязания — результат); второй — путем сравнивания себя с другими людьми (результат – результат). Как правило, эти пути не разделены, и индивид одновременно сопоставляет объективные результаты своей деятельности со своими притязаниями и результатами других людей. Адекватная самооценка повышает успешность деятельности, так как позволяет человеку соотносить свои возможности с вызовами внешней среды и требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка искажает мотивацию и эмоционально-волевую сферы личности, не дает развиваться субъективной позиции личности, препятствует гармоничному развитию.

Игра «Каким меня видят люди»

Цель: организация активной обратной связи от группы каждому участнику и является дополнением к предыдущему упражнению.

Описание процедуры. Выбирается доброволец, который выходит из комнаты. Задача группы — коллегиально написать 10 ответов на вопрос: «Какой он?», наиболее точно отражающих те качества вышедшего человека, которые помогают ему в управленческой деятельности.

В это время задача участника – подумать, как может охарактеризовать его эта группа. Как только ответы будут готовы, ведущий приглашает участника войти. Его просят назвать свои личные качества, являющиеся ответом на вопрос: «Какой я?», которые, как ему кажется, в нем видят окружающие. Важно угадать суть качества, а не конкретное написанное группой слово. При угадывании участником какого-либо качества группа сообщает ему об этом. Участник продолжает до тех пор, пока не «угадает» семь качеств из списка группы. После этого группа зачитывает ему оставшиеся (не угаданные) качества, при необходимости дает пояснения и дарит участнику листок на память. Далее за дверь выходит следующий участник.

Пояснение. При выполнении упражнения необходимо твердо придерживаться процедуры и не завершать ее до тех пока, пока участник не назовет указанное количество ответов группы. В случае затруднений участника члены группы могут ему помогать, предлагая вспомнить те или иные ситуации и определить, какие качества в тот момент проявились.

При окончании выполнения упражнения всеми участниками можно предложить каждому зачитать вслух не угаданные им качества и сообщить свое отношение к ним.

Упражнение «Горячий стул»

Цель: развитие самоценности и получение обратной связи.

Описание процедуры. Упражнение выполняется в кругу. Стулья расставляются по кругу, в центре круга ставится стул, который и называется «горячим». Всем участникам по очереди предлагается сесть на него.

Упражнение можно проводить двумя способами. Первый вариант. Когда участник садится на « горячий стул», он может говорить все что захочет, но в соответствии с двумя условиями:

-участник может говорить только то, что имеет отношение к работе данной группы (о происходящем в группе, своих отношениях к происходящему, своих чувствах, пожелания себе или группе);

-что бы не говорил участник, остальные могут только слушать; это мысли одного участника группы, которые нужно принять такими, какие они есть; у каждого будет возможность высказаться, когда дойдет его очередь.

Второй вариант. Каждому из членов группы по очереди необходимо высказать участнику, сидящему на «горячем стуле», по одному своему пожеланию или отношению. При этом так же есть четыре условия:

-отношения должны высказываться только к действиям человека, а не к самому человеку;

-не должно быть оценок типа «Ты такой…»;

-пожелания должны говориться только в позитивной форме;

-участник, сидящий на «горячем стуле» не может как-либо отвечать.

Пояснение. У каждого человека имеется представление о своей внешности, но большинство людей проявляют интерес не к тому, как он выглядит, а к своей внутренней сущности. Свое психологическое отражение человек может увидеть только посредством других людей. Окружающие являются для него нечто вроде психологического зеркала. Формирование и коррекция представления человека о себе в игровой группе, в отличие от обыденного общения, происходит более интенсивно, а главное управляемо. При этом другие участники группы выступают в роли особых «зеркал», отражающих и показывающих то, что человек не может увидеть самостоятельно.

Игра «Кто Я?»

Цель: развитие целостности, актуализация субъектной позиции.

Описание процедуры. Участникам предлагается написать в столбик 20 ответов на вопрос «Кто Я?». Каждый ответ следует начинать с местоимения «Я»: «Я-…». После того как все запишут свои ответы, каждый участник по кругу должен озвучить их. Остальные могут при этом задавать вопросы, для того, чтобы понять, что автор имел в виду. Время выполнения задания – 45 минут.

Пояснение. Обычно, отвечая на вопрос «Кто Я?», участники пишут:

Я — человек.

Я — студент.

Я — друг и т.д.

После того как все участники зачитают свои ответы, ведущий предлагает тем из них, кто не отметил в своих ответах социальные позиции, занести их в свой список и еще раз прочитать вслух для всех.

Игра помогает принять себя со всеми своими плюсами и минусами, а также позволяет раскрыть социальные установки участников и, при условии достаточной проработки и направленной помощи в самораскрытии, закладывает «первые камни» в фундамент субъектной позиции.

Игра «Я могу» (авторская)

Цель: развитие целостности и принятия себя.

Описание процедуры. Группа делится на пары. Каждый из участников последовательно обмениваются фразами, начинающихся со слов:

«Я никогда …»;

«Я хочу. Но, наверное, не могу …»;

«Если я действительно захочу, то …».

Пояснение. В процессе игры у участников происходит актуализация «Я — мотивации».

При обсуждении очень важно обратить внимание участников на то, что человек по природе своей противоречив.

Игра «Личный SWOTанализ»

Цель: развитие целостности и адекватной самооценки.

Описание процедуры. Задание выполняется индивидуально. Каждый составляет личный SWOT-анализ для устройства на работу. В каждом пункте должно быть не менее 5 критериев. Предложенные характеристики выносятся на суд группы. С помощью полученной обратной связи студент должен смочь откорректировать личную самооценку (повысить или понизить). Время выполнения задания – 45 минут.

Пояснения. Задание способствует выявлению собственных плюсов и минусов, а также возможностей и опасностей. Это позволяет принять и изменить себя.





Внимание, только СЕГОДНЯ!