Межэтнические отношения и национальная политика

Тема урока. Межэтнические отношения и национальная политика.

Тип урока: изучение нового материала

Цели: 1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления;

2) развивать умения осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, вести беседу;

3) Воспитывать толерантность, формировать негативное отношение к проявлению национализма, расизма, антисемитизма.

Основные понятия и термины: межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика, этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность.

Оборудование: раздаточный материал (пакет документов, тестовые задания), схемы, ученические презентации.

Оформление доски: запись темы урока, высказывание философа Н.А. Бердяева, проблемного вопроса «Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?», основных понятий и терминов.

Ход урока.

I.Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа.

Вспомните и объясните понятие «этническая общность», назовите ее виды.

Учитель: Известный русский философ Н.А Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть»

— Подумайте, насколько прав философ? Не слишком ли пессимистическую картину он нам рисует?

О сложностях межэтнических отношений, тенденциях и проблемах национальной политики пойдет речь у нас на уроке.

Тема урока: «Межэтнические отношения и национальная политика».

В конце урока вы должны будете ответить на проблемный вопрос «Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?»

План урока.

Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений.

Межэтническое сотрудничество. Межэтнические конфликты.

Регулирование межэтнических отношений.

III. Изучение нового материала.

1. Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений.

— Вспомните, что такое межэтнические отношения?

Проблема межэтнических отношений достаточно многоаспектна и сложна. Она включает в себя следующие вопросы:

— История и современная повседневная жизнь;

-духовный мир личности;

— культура;

-образование;

— социология;

— психология;

-Экономические, политические, правовые отношения.

С середины XIX в. эту проблему исследует ЭТНОЛОГИЯ- наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.

— К каким выводам пришли этнологи?

Два уровня межэтнических отношений.

Первый уровень Второй уровень

Взаимодействие народов в разных Межличностные отношения людей

сферах общественной жизни: различной этнической принадлежности

политике, культуре, производстве, в разных формах общения – трудовом,

науке, искусстве и т.д. семейно-бытовом, образовательном.

Межнациональные отношения:

— находят свое выражение в человеческих действиях;

— зависят от индивидуального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Ученые, исследовав природу развития межэтнических отношений, выявили, что для этнических процессов характерны две основные тенденции. Посмотрите на схему:

Основные тенденции развития этнических отношений

Межнациональная Межнациональная

дифференциация интеграция Процесс разъединения, Процесс постепенного

разделения, противостояния объединения различных этносов,

различных наций, этносов и народов и наций через сферы

народов в самых разных планах общественной жизни.

1. Самоизоляция в целом. 1. Экономические и политические

2. Протекционизм в экономике. союзы.

3. Национализм в различных формах 2. Транснациональные корпорации.

в политике и культуре. 3. Межкультурные и народные

4. Религиозный фанатизм и экстремизм. центры.

4. Взаимопроникновение религий и

культур.

Глобализация — исторический процесс сближения

наций и народов, между которыми постепенно

стираются традиционные границы, и человечество

превращается в единую политическую систему.

2. Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты.

Учитель. Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными или, наоборот, конфликтными, враждебными. Нам следует проанализировать природу данных отношений.

Работа в группах.

I группа — пункт 1 § 9 анализирует «Межэтническое сотрудничество»

Вопросы и задания:

1) Как вы понимаете сущность термина «сотрудничество», в чем оно может проявляться?

2) Какие тенденции проявились в XX веке? Приведите примеры, подтверждающие наличие этих интеграционных процессов. II группа — пункт 1 § 9 анализирует «Межэтническое сотрудничество», но задания у групп разные.

Вопросы и задания:

1) Участвует ли Россия в интеграционном процессе? В чем это выражается?

2) Создайте схему участия России в интеграционном процессе.

III группа – пункт 2 § 9 анализирует вопрос «Межнациональные конфликты»

Вопросы и задания:

Чем социальный конфликт отличается от конфликта между этническими общностями?

Назовите и проанализируйте основные причины следующих межнациональных конфликтов: территориальных, экономических, социальных, культурно-языковых.

IV группа — пункт 2 § 9 анализирует вопрос «Межнациональные конфликты».

Вопросы и задания:

Что такое «сепаратизм»? Как вы относитесь к проблеме сепаратизма? Проанализируйте его природу.

Что такое «ксенофобия»? Проанализируйте его природу. Приведите примеры данного явления

Сообщения учащихся с использованием презентаций об интеграционном процессе на примере Европейского Союза и межнациональной дифференциации на примере Югославии.

3. Регулирование межэтнических отношений.

Учитель. В настоящее время в мировой науке и практике накоплен значительный опыт по решению национальных конфликтов, выработан широкий арсенал средств «тушения» межнациональных «пожаров»: от организации переговорного процесса до физического разведения враждебных сторон посредством введения миротворческих сил. Это зависит:

— от стадии самого конфликта (начало, кульминация или этап постепенного

затухания противоборства);

— содержания конфликтного опыта;

— идеологических установок в национальном сознании;

— множества других факторов.

Несмотря на мировой опыт по решению национальных конфликтов идеи превосходства одних народов над другими до сих пор пользуются определенной популярностью. Человечество вновь и вновь задумывается над вопросом: «Что способствует разжиганию конфликтов в отношениях между народами, а что – преодолению?»

Перед вами документ «Этика межнациональных отношений», автор философ В.С Соловьев. Внимательно изучите документ и ответьте на вопросы:

Почему, говоря об отношении к другим народам, как к своему собственному, философ не ставил знака равенства между «психологической одинаковостью чувства» и «этическим равенством»? В чем тут различия?

Что означают слова «этническая любовь»? С чем она связана, как формируется, к чему ведет?

Что означают слова «любовь одобрения»? Почему она не тождественна с чувствами к своему народу? Какой известный вам моральный закон (норма, правило) лежит, согласно мнению В.С. Соловьева, в основе межнациональных отношений? Найдите в учебнике положение, близкое по смыслу нравственной позиции В.С. Соловьева.

IV. Закрепление.

Беседа по вопросам.

1. Назовите уровни межэтнических отношений.

2. В чем заключается сущность межнационального сотрудничества?

3. Что такое межэтнические конфликты?

4. Какие национальные конфликты в нашей стране вы считаете наиболее сложными? Почему?

5. Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать для преодоления межнациональных конфликтов?

Тестовые задания (6 учащихся)

V. Итог урока (рефлексия)

В начале урока был поставлен проблемный вопрос, ответьте на него:

«Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?»

VI. Домашнее задание. Выучите § 9, вопросы стр.97, задание 4 стр. 98.

Приложение

Тестовые задания к уроку на тему « Межэтнические отношения и национальная политика»

Вариант 1

Тенденция к межнациональной интеграции ведет к

А) сепаратизму

Б) усилению национальных особенностей

В) сближению народов

Г) национальной изоляции.

По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?

А) демографическому

Б) этническому

В) территориальному

Г) классовому.

К. родился в Берлине, его родители уехали из России сразу после революции 1917г. К. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Это проявление признаков общности

А) демографической

Б) территориальной

В) этносоциальной

Г) конфессиональной

Наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды – это

А) социология Б) политология

В) этнология Г) этика.

Цивилизационный подход к решению национальных проблем предусматривает

А) отказ от национального насилия во всех его формах

Б) оказание военной помощи сепаратистам

В) курс на ослабление многонациональных государств

Г) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение.

Вариант 2.

1.Одной из причин напряженности в межнациональных отношениях является:

А) нарушение прав человека

Б) уважение к национальным обычаям

В) пресечение противоправной деятельности криминальных группировок

Г) поддержка национальной культуры.

2. Преодолению национальных противоречий способствует

А) перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра

Б) государственная поддержка малого бизнеса

В) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности Г) переход к рыночным методам ведения хозяйства.

3. Верны ли следующие суждения?

Межнациональное сотрудничество способствует

А. развитию национальной культуры.

Б) преодолению национальной ограниченности.

1) верно только А

2). Верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Племена и народности – это

А) этнические общности

Б) исторические типы общества

В) социальные страты

Г) демографические группы

Исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему – это

А) глобализация Б) дифференциация

В) интеграция г) демократизация.

Документ

В.С. Соловьев «Этика межнациональных отношений».

« Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей)… то прямой логический вывод отсюда есть тот, что мы должны любить все народности, как свою собственную.<…>

Требование любить другие народности, как свою собственную, вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство волевого отношения: я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному… Разумеется, такая этическая любовь связана с … пониманием … положительных особенностей… чужих наций, преодолев… бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности… Но эта «любовь одобрения» не может быть тождественна с тою, которую мы чувствуем к своему народу, как и самая искренняя любовь к ближним, этически равная любви к самому себе, никогда не может быть с нею психологически одинаковою. За собою, за своим народом остается неизменное первенство исходной точки».

ЕС — процесс интеграции

SHAPE \* MERGEFORMAT

Югославия – межнациональная дифференциация

SHAPE \* MERGEFORMAT

Ф

О

Р

М

Ы





Внимание, только СЕГОДНЯ!